Мигель де Сервантес Сааведра (1547 – 1616), испанский писатель, классик мировой литературы, выдающийся мастер позднего Возрождения, создатель «Дон Кихота». Сервантес происходил из древнего, но обедневшего дворянского рода. В связи с окончательным разорением семьи, Сервантес и его братья были вынуждены самостоятельно искать пути в жизни. Служба при дворе кардинала, в армии, плен в Алжире, забвение на родине, участие в торговых делах – вся его бурная жизнь давала благодатный материал для его творчества.
Мигель де Сервантес Сааведра о себе
Под портретом мой друг мог бы написать: «Человек, которого вы здесь видите, с овальным лицом, каштановыми волосами, с открытым и большим лбом, весёлым взглядом и горбатым, хотя и правильным носом; с серебристой бородой, которая лет двадцать тому назад была ещё золотая; длинными усами, небольшим ртом; с зубами, сидящими не очень редко, но и не густо, потому что у него их всего-навсего шесть, и притом очень неказистых и плохо расставленных, ибо соответствия между ними нет; роста обыкновенного – ни большого, ни маленького; с хорошим цветом лица, скорее светлым, чем смуглым; слегка сутуловатый и тяжелый на ноги, – автор «Галатеи» и «Дон Кихота Ламанчского», сочинивший в подражание Чезаре Капорали Перуджийскому «Путешествие на Парнас» и другие произведения, которые ходят по рукам искажёнными, а иной раз и без имени сочинителя. Зовут его в просторечии Мигель де Сервантес Сааведра. Не один год служил он солдатом и пять с половиной лет провёл в плену, где успел научиться терпеливо сносить несчастия. В морской битве при Лепанто выстрелом из аркебузы у него была искалечена рука, и хотя увечье это кажется иным безобразным, в его глазах оно прекрасно, ибо он получил его в одной из самых знаменитых битв, которые были известны в минувшие века и которые могут случиться в будущем, сражаясь под победными знаменами сына «Грозы войн» – блаженной памяти Карла Пятого».
Мигель де Сервантес. Назидательные новеллы. Перевод с испанского Б. Кржевского. Москва. Издательство «Художественная литература», 1982.
В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других. (Л. Н. Толстой).
Эпоха Возрождения дала миру величайшие образы гармоничной личности, идеального человека. Это были не похожие друг на друга люди: Гамлет и Джульетта, Лаура и Беатриче, король Лир и весёлые персонажи Бокаччо и «вечный» образ – Дон Кихот Ламанчский, принадлежащий перу великого испанского писателя-гуманиста Мигеля де Сервантеса Сааведры, образ, который узнают даже те, кто не читал роман. Наверное, нет человека, который не слышал бы это имя и не знал бы о герое главное.
Каждая эпоха имеет свои представления о том, что хорошо, что плохо, и эти представления выражают писатели на страницах своих произведений. Конечно, писатель имеет и свой взгляд на мир, на господствующие идеи, он сам выбирает, о чём писать и как писать: что хвалить, что осуждать и в какие сюжетные ситуации поместить героев.
Отличительной чертой эпохи Возрождения является светский характер её культуры, её антропоцентризм, т. е. проявление интереса, в первую очередь, к человеку и его деятельности.
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.
Рубеж XVI–XVII веков – это эпоха великих географических открытий, в которых Испания принимала самое активное участие. Маленькая по площади – Испания – завоёвывает много новых земель, становится крупной морской и колониальной державой. Её владения простирались в Южной и Центральной Америке, на Филиппинах, на юге Африки, что давало повод надеяться на дальнейшее процветание и завоевание новых земель. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.
В XVI веке Англия тоже становится одной из экономически развитых стран и претендует на свою часть новых земель, большая часть которых уже были поделены между Испанией и Португалией. Поэтому Англия начинает войну с Испанией, итогом которой в 1588 году могущественный испанский флот был разгромлен у берегов Англии. Испания начинает утрачивать свою мощь и в дальнейшие годы всё больше отстаёт от развитых стран.
Правда империя Карла V по-прежнему была мировой державой, но всё больше её разъедал изнутри устрашающий экономический кризис, все последствия которого Испания ощутила в последующем столетии. В 1605 году Испания вела с переменным успехом войну на море и на суше, стремясь, во что бы то ни стало сохранить и по возможности расширить свои и без того необъятные владения в Европе, в Америке, в Азии и Африке [9].
Таким образом, эпоха, в которую жил Сервантес была исключительно бурной. Эта эпоха была ознаменована постепенной утратой мирового господства Испанией. Филипп III, наследовав своему отцу, ещё владел территорией, составлявшей одну пятую часть мира, с населением в 60 миллионов человек. Однако эта могущественная монархия была «колоссом на глиняных ногах» [9]. Государства, неизмеримо меньше по своим размерам: Англия, Франция, Голландия не только удачно отражали нападения Испании, но и вели против неё наступательные войны. С другой стороны, XVI столетие было тем временем, когда в Испании освободились народные силы, это привело страну к пышному, но кратковременному расцвету.
В области искусства появляются замечательные писатели, художники, учёные. И вторую половину XVI и XVII век, когда жили и творили Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон и многие другие, ставшие великими, писатели, принято называть «Золотым веком». Это действительно был век для испанской культуры «золотым», несмотря на все ужасы инквизиции и деспотизм властей.
Однако это был недолгий период. Вскоре наступил катастрофический спад. Аристократия приходила в упадок, города утратили свою средневековую мощь, а абсолютная монархия была лишь чисто внешне схожа с европейской, а по сути равнялась азиатским формам правления.
Стремление к мировому господству истощило народные силы, а непрерывный поток золота, серебра из американских колоний привёл к обесцениванию денег и к забросу рудников в самой Испании. Утратился интерес к ремёслам, земледелию и скотоводству. Изгнание из страны евреев и морисков (потомков мавров) бесспорно, самых трудолюбивых элементов населения усилило катастрофическое обнищание и обезлюдение страны. Соответственно произошло увеличение налогов, что привело к появлению в государственном аппарате хищных чиновников, напоминавших своей прожорливостью саранчу [9].
Золото, серебро и другие ценные металлы шли на содержание многочисленных чиновников и на ведение дорогостоящих войн и к концу XVI столетия в Испании уже явно обнаружились все признаки экономического упадка. Нарастающий кризис в дальнейшем привёл к упадку и политическому распаду мировой монархии, и утрате господствующего положения, которое занимала Испания в Западной Европе.
Обнищание народных масс, обезлюдение страны, застой в торговле и промышленности, полная запущенность земледелия и скотоводства, непомерное налоговое бремя, голод, нищета принуждали искать новые средства существования. Немногие уходили в армию, а в основном бродяжничали.
XVI век для Европы и в частности для Испании был весьма сложным и неспокойным.
Испания утратила мировое господство не только в силу экономического кризиса, но и во многом благодаря движению, которое охватило в то время Европу, получившее название Реформация.
Обстановка в Испании осложнялась и прогрессирующим разложением государственного аппарата. Доходы от колонизации Нового Света направлялись испанской короной на достижение политических целей: восстановление господства католической церкви в Европе и обогащение знати, что вело к падению качества внутреннего и внешнего управления и ослаблению испанской армии.
Параллельно с этим в Испании происходит стремительное имущественное расслоение дворянства, элита которого обогащается за счёт золота, поступающего из-за океана. Приток золота не способствовал развитию экономики страны. Многочисленные испанские города оставались преимущественно политическими, а не торгово-ремесленными центрами, где торговля и ремесло были сосредоточены в руках евреев и потомков мавров – морисков.
Финансирование войн, нужд двора и испанской знати происходило путём увеличения налогового бремени, конфискации имущества «неблагонадежных» слоёв общества, прежде всего, морисков, что приводило к вспышкам народных восстаний и как следствие изгнание из страны наиболее трудолюбивой части населения.
Всё это ухудшало положение народа и ещё больше подавляло развитие торговли и ремесел, усугубляя экономическое, а затем и политическое отставание Испании от протестантских стран Северо-Западной Европы.
Весь XVII век проходит в Испании под знаком небывалого обнищания и снижения численности народа. Экономический упадок привёл к не менее глубокому военному упадку: Испания теряет своё господство как на море, так и на суше и некогда могущественная колониальная империя становится второстепенной державой.
Реформация (лат. преобразование) – это борьба нового сознания со старыми идеями, оплотом которых выступала католическая церковь. В странах, где Реформация прошла успешно, большое влияние приобретают протестантские церкви, быстрее развиваются капиталистические отношения в экономике и торговле. В странах же с большим влиянием католицизма остаются феодальные традиции. Испания по-прежнему оставалась оплотом католицизма. Здесь была самая знаменитая по своей силе и жестокости инквизиция.
Мигель де Сервантес Сааведра – великий испанский писатель-гуманист эпохи Возрождения, родился 29 сентября 1547 года в небольшом, но цветущем городке Алькала-де-Энарес в двадцати милях от Мадрида. Он был младшим членом бедной, но знаменитой семьи идальго.
Отца будущего писателя, брадобрея-костоправа, звали Родриго Сервантес, мать – Леонора Кортинас. Мигель был четвертым из семи детей в семье, днем рождения которого предполагают 29 сентября, так как это день св. Мигеля.
Фамилия Сервантесов уже насчитывала пять столетий рыцарства и общественной службы и была не только широко распространена в Испании, но и имела своих представителей в Мексике и других частях Америки.
На примере их семьи можно проследить историю обеднения испанского дворянства и роста так называемой «идальгии» – дворян, «лишенных состояния, права юрисдикции и высоких постов».
Если дед писателя Хуан занимал видное положение в Андалусии, был старшим алькальдом (судьей) города Кордовы и обладал известным состоянием, то отец Сервантеса, страдавший глухотой, не занимал никаких судебных и административных постов и не пошёл дальше вольнопрактикующего лекаря, то есть был человеком даже с точки зрения «идальгии» совсем незначительным. К кругу бедных дворян принадлежала и мать писателя.
В поисках заработка Родриго Сервантес вынужден был переезжать вместе с семьей из города в город и в 1551 году он поселился в Вальядолиде, тогдашней столице королевства. Но и здесь он прожил недолго. Не прошло и года, как его арестовали за неуплату долга местному ростовщику. В результате ареста и без того скудное имущество семьи было продано с торгов.
Снова началась бродяжническая жизнь, которая привела Сервантеса сначала в Кордову, а затем возвратила в Вальядолид, где по-прежнему семья находилась в крайне стеснённых обстоятельствах.
Школьные годы Мигель провёл в Вальядолиде. Десятилетним подростком он поступил в коллегию иезуитов, где оставался четыре года (1557 – 1561), по истечении которых он отправляется в Мадрид, где завершает своё образование у одного из лучших по тому времени испанских педагогов, гуманиста Хуана Лопеса де Ойоса.
К концу 60-х годов XVI столетия семья Сервантесов вступила в полосу окончательного разорения. В связи с этим Мигелю пришлось подумать о том, как самому зарабатывать хлеб. Из трёх возможностей (церковь, двор, армия), воспользовавшись рекомендацией своего учителя, считавшего его «своим дорогим и любимым учеником», поступил на службу к чрезвычайному послу папы Пия V, приехавшего в Мадрид в 1568 г.
В это же время публикуется первое стихотворение Сервантеса, посвящённое смерти юной жены короля Испании Филиппа II Елизаветы Валуа.
Вместе с послом Сервантес покидает Мадрид и в начале 1569 г. прибывает в Рим. Он состоит в должности ключника, достаточно приближённого лица. Служит около года и во второй половине 1570 г. поступает в испанскую армию, находившуюся в Италии.
Пребывая в рядах испанских войск в Италии в течение пяти лет, Сервантес смог посетить крупнейшие итальянские города: Рим, Милан, Болонью, Венецию, Палермо, где познакомился не только с бытом Италии XVI века, но и с её культурой, особенно литературой. За это время он не только овладел итальянским языком, но и расширил свои гуманитарные знания, основательно изучил античную литературу и мифологию, познакомился со всем лучшим, что создало итальянское Возрождение в литературе и философии. Изучил поэзию Данте, Петрарки, Ариосто, Бокаччо.
В войне, развернувшейся в начале 70-х годов между Святой лигой (Испания, Венеция, Рим) и Османской империей. В этой войне Сервантес отличился в знаменитой морской битве 1571 г. при Лепанто, когда флот турок был разбит, что означало конец экспансии Турции в восточной части Средиземного моря.
В этом же году Сервантес заболел лихорадкой, но потребовал, чтобы ему разрешили участвовать в бою. Его просьбу удовлетворили, и во главе 12 солдат он охранял во время боя лодочный трап, получив при этом три огнестрельных раны: две в грудь и одну в предплечье. Тяжелые ранения привели его в госпиталь, откуда он вышел лишь в конце апреля 1572 г. и вернулся на военную службу. Продолжал участвовать в боевых действиях, а в 1573 г. полк Сервантеса занимается несением гарнизонной службы, сначала в Сардинии, а позже в Неаполе.
Через пять лет Сервантес заканчивает военную службу и, поселившись в Севилье, переходит на службу гражданскую, испытывая при этом постоянную нехватку средств, и пробуя писать.
Осенью 1587 года Сервантесу удалось получить место комиссара по срочным заготовкам для нужд армии. Но небрежность в отчётах привела его в тюрьму, в которой он находился около трёх месяцев.
В 1604 году Сервантес покидает Севилью и поселяется вместе с семьей (за исключением жены) во временной столице Испании – городе Вальядолиде.
Началом подлинно великого периода в творчестве Сервантеса, периода, давшего миру его бессмертный роман в двух частях «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», принято считать 1603 год.
Дата начала работы над романом «Дон Кихота» (1603 г.) устанавливается на основании слов самого автора, сказавшего, что его роман родился «в темнице, местопребывании всякого рода помех, обиталище одних лишь унылых звуков». Сервантес имел в виду свое заключение в севильской тюрьме в 1602 году.
Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» является пародией на рыцарский роман, прославляющий «рыцаря без страха и упрека». Рыцарь верен королю и христианской вере, своей родине и Прекрасной Даме. Он мужественный стойкий человек, побеждает врагов и с честью погибает. Во времена Сервантеса рыцарские романы были очень популярны, но впоследствии утратили своё значение для читателей и превратились в бессмысленное чтиво и Сервантес уверяет читателя, что «Дон Кихот» – это попытка осмеять рыцарский роман. Вместе с тем – это энциклопедия испанской жизни XVI–XVII веков, произведение с глубоким социальным и философским смыслом.
Последние годы жизни Сервантеса, очень богатые в творческом отношении, протекали в основном в Мадриде, куда он перебрался после провозглашения этого города столицей королевства в 1606 году. Материальное положение его семьи не улучшилось и он жил в бедных кварталах Мадрида. Вместе с тем огромный успех его романа побудил писателя продолжать работу над прозой, непревзойдённым мастером которой он был.
Завершилась многострадальная, но благородная жизнь писателя и гражданина 23 апреля 1616 года.
В предисловии к своему последнему творению, гениальный писатель обратился к своим читателям со словами: «Простите, радости! Простите, забавы! Простите, весёлые друзья! Я умираю в надежде на скорую и радостную встречу в мире ином». И спустя столетия Сервантес жив в памяти людей, так же как и живы его бессмертные герои – рыцарь и оруженосец, по-прежнему странствующие в поисках добра, справедливости и красоты.
Художественный фильм по одноименному роману Мигеля де Сервантеса.
Приз Фемина дю синема и Почетный диплом на МКФ в Брюсселе, Бельгия (1958).
Почетный Диплом, специальная премия и диплом жюри национальной федерации киноклубов на МКФ в Сан-Себастьяне, Испания (1964).
Литература и источники
- Горбич О.И. Современные технологии обучения в школе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
- Зиман Л.Я. Зарубежная литература для детей и юношества. Учебное пособие. – М.: Изд. школьная библиотека, 2007.
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Современный литератор, 2006.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. РАН. Институт рус. яз. им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.
- Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
- Степанов Г.В. Дон Кихот: персонаж и личность. Известия Ан СССР. Отделение литературы и языка. – Т.38. № 6. – М.: 1979.
- Сервантес Сааведра Мигель де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. В 2-х книгах. Часть 1: Предисл. Ф. Келина. – М.: Правда, 1989.
- Ушакова О.Д. Понятия и определения: Литература / Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
- Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. – М.: 1976.
- Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя в развитие литературы. – М.: 1972.
- Материалы сайта http://fem-web.ru/; иллюстрации: http://www.fomento.su/; www.by-tim.ru; http://pravkniga.ru/; elegantbook.ru .