Strict Standards: Declaration of plgVideoboxHtml5Video::getThumb() should be compatible with Video::getThumb($id = false) in /home/u160179/russkiy-literaturaru/www/plugins/videobox/html5video/html5video.php on line 15

Strict Standards: Declaration of plgVideoboxSoundCloudVideo::getThumb() should be compatible with Video::getThumb($id = false) in /home/u160179/russkiy-literaturaru/www/plugins/videobox/soundcloudvideo/soundcloudvideo.php on line 59

Strict Standards: Declaration of plgVideoboxVimeoVideo::getThumb() should be compatible with Video::getThumb($id = false) in /home/u160179/russkiy-literaturaru/www/plugins/videobox/vimeovideo/vimeovideo.php on line 58

Strict Standards: Declaration of plgVideoboxYouTubeVideo::getThumb() should be compatible with Video::getThumb($id = false) in /home/u160179/russkiy-literaturaru/www/plugins/videobox/youtubevideo/youtubevideo.php on line 60
Сайт учителя русского языка и литературы - Сайт учителя русского языка и литературы
^Наверх

Персональный сайт учителя

Словари русского языка

Проверь слово
www.gramota.ru

Прикрепленное видео

Авторизация на сайте

Участие в рейтинге сайтов

Статистика сайта

     
Фильтр
  • Список литературы для прочтения летом

    8 класс

    Н. М. Карамзин

    Повесть «Марфа-посадница»

    «Монархия или республика?» – основной вопрос, который решается в повести «Марфа Посадница». Её действие переносит читателя в XV век, когда Иоанн III, сломив сопротивление Новгорода и жестоко расправившись с его жителями, присоединил Новгородскую землю к Московской Руси. Повесть начинается своеобразным диспутом между послом Иоанна III, князем Холмским, и новгородской посадницей Марфой Борецкой, убеждённой сторонницей республиканского правления. Холмский обращается с речью к новгородцам и стремится доказать превосходство самодержавно-монархического правления над республиканским. Идейным противником князя Холмского – защитника монархических принципов – выступает в повести Марфа Борецкая, Она искусно разбивает все обвинения, которые возводились на новгородцев московским послом.

    Из речи Холмского закономерно вытекает необходимость подчиниться царю Иоанну III, который «соединил все княжества под своею державою и признан властелином земли русской», «мудрым отцом» всех русских людей. Последним аргументом князя стало его понимание вольности и равноправия: «Тогда бедные и богатые все будут счастливы, ибо все подданные равны перед лицом владыки самодержавного».

    Холмский закончил речь угрозой усмирения мятежников в случае неповиновения: «Мир или война? Ответствуйте!»

    На новгородцев речь Холмского произвела впечатление. Ответом народа стал призыв к Марфе, она говорила от имени народа т от своего имени. Её речь подкупает искренностью, тем, что она пережила, пострадала во имя вольности «ценою счастия».

    В своей речи Марфа тоже обращается к истории, призывает вспомнить Вадима Храброго, который предпочёл смерть рабству. Её слова полны страсти, выше всего она ценит свободу и независимость. Вспоминая великих князей Владимира и Ярослава, Марфа говорит прежде всего об утверждении ими «законов и вольности великого града». Её речь тоже афористична» «Только души свободные могут быть признательными: рабы повинуются и ненавидят!». Марфа считает заслугой новгородцев то, что они не приняли «оков татарских и сохранили драгоценное достоинство народное». Желание Иоанна повелевать Новгородом она объясняет завистью к его славе и богатству, обвиняет Иоанна в несправедливости и властолюбии.

    Марфа апеллирует к небесам: они «правосудны и ввергают в рабство одни порочные народы», призывает народ быть достойным свободы. Она рисует картину разорения, которое неизбежно ждёт Новгород в случае утраты им вольности.

    Народ ответил на речь Марфы «страшным воплем»: «Мы все умрём за Отечество!».

    Карамзин приводит мятежную Марфу на эшафот, чтобы подчеркнуть её страстную преданность идеалам свободы и независимости, чтобы её фигура приобрела трагические черты мученичества. Перед казнью, которую она приняла с достоинством и величием, Марфа не отступила от своих взглядов: «Умираю гражданкою новгородскою!».

    Читать ПОВЕСТЬ… 

    Вальтер Скотт

    Роман «Айвенго»

    Один из самых популярных романов В. Скотта повествущий о необыкновенных событиях, происходивших в средневековой Англии. Король Ричард Львиное Сердце возвращался домой из крестовых походов, когда был захвачен в плен и заключён в тюрьму в Австрии. Его вероломный брат Джон уже захватил трон и отказывается заплатить выкуп за Ричарда. Между тем, конфликт между саксонцами и норманнами грозит перерасти в гражданскую войну.

    Айвенго, обездоленный сын Седрика, возвращается из крестового похода, чтобы заявить свои права на наследство и жениться на Ровене, воспитаннице и племяннице Седрика, который стремится выдать девушку замуж за последнего отпрыска саксонского королевского рода.

    Вальтер Cкотт добавил к этим коллизиям ещё пару свирепых злодеев, легендарного Робина Гуда, Шекспира и мудрого шута, чтобы в итоге получился один из самых лучших и любимых читателем исторический роман.

    Читать РОМАН…

    А. С. Пушкин

    Повесть «Капитанская дочка»

    Повесть «Капитанская дочка» положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внёс вклад огромной ценности. В своих повестях, рассказах и романах он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Повесть «Капитанская дочка» повествует о драматических событиях 1770 годов, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Но повесть не ограничивается только этой темой. Тема крестьянского бунта – одна из многих, поднятых в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в повести Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека.

    Читать ПОВЕСТЬ…

    Н. В. Гоголь

    Повесть «Тарас Бульба»

    Повесть «Тарас Бульба» – одно из самых совершенных творений Н. В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за своё национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести – Тараса Бульбы.

    Читать ПОВЕСТЬ…

    А. Дюма

    Роман «Три мушкетера»

    Проходят столетия, но не стареют мушкетеры – герои бессмертного романа знаменитого французского писателя Александра Дюма. Неистощимая выдумка и отчаянная храбрость, благородство и готовность пожертвовать собой ради друга – эти качества Атоса, Портоса, Арамиса и д'Артаньяна неизменно привлекают читателей романа и зрителей многочисленных его экранизаций.

    Читать РОМАН…

    А. К. Толстой

    Роман «Князь Серебряный»

    Действие романа происходит за девятнадцать лет до смерти Ивана Грозного. Царь ещё могуч, он уверенно чувствует себя на троне, он окружён раболепствующими придворными. Ничто, казалось бы, не предвещает краха, но автор убеждён, что зло не может существовать вечно, что оно в самом себе содержит зародыш саморазрушения. И во всей тональности романа ощущается идея обречённости, неизбежного краха зла, которое олицетворяет царь. Толстой судит Ивана Грозного не с исторической, а с этической точки зрения. Однако предрекая злу неизбежную гибель, автор так и не говорит, в результате чего это произойдёт. Погибнет ли зло само по себе, согласно некоему фатальному предопределению, или падёт под каким-либо ударом.

    Но есть в романе сила, способная противостоять деспотизму и произволу царя. Это прежде всего главный герой романа князь Серебряный. «Серебряный… разделял убеждения своего века о божественной неприкосновенности прав Иоанна; он умственно подчинялся этим убеждениям и, более привыкший действовать, чем мыслить, никогда не выходил преднамеренно из повиновения царю, которого считал представителем Божией воли на земле. Но, несмотря на это, каждый раз, когда он сталкивался с явной несправедливостью, душа его вскипала негодованием, и врождённая прямота брала верх над правилами, принятыми на веру. Он тогда, сам себе на удивление, почти бессознательно, действовал наперекор этим правилам, и на деле выходило совсем не то, что они ему предписывали».

    Читать РОМАН…

    Л. Н. Толстой

     

    Рассказ «После бала»

     

    Рассказ об одном утре, изменившем жизнь человека. 

    В рассказе поднимаются социально-нравственные проблемы, характерные для общества того времени. Сцена экзекуции беглого солдата является олицетворением чудовищной жестокости общественного строя. Молодой человек видит полковника с двух сторон. Это заботливый отец молодой красавицы. На балу полковник Б. произвёл на Ивана Васильевича самое благоприятное впечатление. Каким же резким был контраст с утренней сценой! Полковник предстаёт жестоким человеком, к которому у молодого офицера поневоле возникает отвращение. Не случайно Иван Васильевич отказался от военной службы. И не случайно любовь к дочери полковника пошла на убыль и в итоге «сошла на нет».

    Читать РАССКАЗ…

  • 75 лет со дня рождения Иосифа Бродского

    24 мая – 75 лет со дня рождения Иосифа Александровича Бродского (1940–1996), поэта, эссеиста, драматурга.

    Анна Ахматова на одном из подаренных Иосифу Александровичу Бродскому в начале 60-х годов сборников (а он был молодым переводчиком с английского, польского и испанского) написала не без естественной щедрости: «Иосифу Бродскому, чьи стихи кажутся мне волшебными».

    На пути к трудному мастерству, к тому свету, который создаёт в стихотворении, как сказал сам поэт, «лампочки повышенный накал», накал, невыгодный «для мебели истёртой», Иосиф Бродский пережил многое. 

  • 105 лет со дня рождения О. Ф. Берггольц

    16 мая – 105 лет со дня рождения Ольги Фёдоровны Берггольц (1910-1975), русской советской поэтессы, прозаика.

    Литературную известность Ольге Берггольц принесли сборники «Стихотворения» (1934) и «Книга песен» (1936). Как прозаика известны её рассказы для детей и юношества, очерки: «Как Ваня поссорился с баранами» (1929), «Углич» (1932), очерки «Глубинка» (1932), «Годы штурма» (1934) и др. В годы войны она почти ежедневно вела радиопередачи, по которым в 1946 г. вышла её книга «Говорит Ленинград». Стихотворения и поэмы Ольги Берггольц стали поэтической летописью жизни блокадного Ленинграда: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Ленинградская тетрадь», «Памяти защитников», «Твой путь», «Ленинград». Из поздних сочинений выделяется книга «Дневные звезды» (1959).

  • 175 лет со дня рождения П. И. Чайковского

    7 мая – 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского (1840-1893), русского композитора, дирижёра, педагога, музыкально-общественного деятеля, музыкального журналиста.

    П. И. Чайковский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

    Музыка Петра Ильича Чайковского ещё при жизни композитора ассоциировалась с величайшими достижениями русской и мировой художественной культуры. Она вместила всеобъемлющую информацию о душе человека, психологии его чувств, динамике страстей, полно и глубоко запечатлела стремление к счастью и невозможность его достижения в силу трагичности и конечности земного бытия. Воплощая людские эмоции, настроения и переживания, композитор сумел подняться на уровень обобщения философских и нравственных проблем, которые всегда волновали выдающиеся умы России: жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти.

    Наследие Чайковского очень велико. Им создано десять опер, три балета, семь симфоний, более десятка оркестровых сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения. В каждой области композитор был новатором, хотя к реформаторству никогда не стремился. Используя традиционные для музыки XIX в. жанры, Чайковский находил возможность для их обновления. Он создал симфонию-трагедию, явился основоположником концерта-симфонии и симфонизированного русского балета.

    Родился Чайковский в поселке Воткинске в семье дворянина, крупного горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. Когда мальчику было десять лет, его отправили в Петербург для учёбы в Училище правоведения. После окончания училища Чайковский стал служить чиновником. Со временем эта работа всё менее интересовала будущего композитора, а его любовь к музыке крепла с каждым днём. В 1862 г. он неожиданно для всех бросил службу и поступил учиться в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Самостоятельная творческая деятельность началась для Чайковского в 1866 г., когда он принял предложение Н. Г. Рубинштейна стать профессором открывшейся Московской консерватории.

    В московский период жизни Чайковский создаёт большое количество сочинений, принёсших ему широкую известность. В их числе балет «Лебединое озеро», три первые симфонии, увертюры-фантазии для оркестра «Франческа да Римини» и «Ромео и Джульетта», Первый концерт для фортепиано с оркестром, Вариации для виолончели с оркестром на тему рококо, цикл фортепианных пьес «Времена года». Вершиной творчества этого времени стали опера «Евгений Онегин» и Четвёртая симфония.

    В конце 70-х гг. благодаря дружескому участию и меценатской поддержке Н. Ф. фон Мекк, Чайковский смог отказаться от службы в консерватории и целиком посвятить себя творчеству. Он много путешествует. В 1888 г. состоялись его триумфальные гастроли по странам Западной Европы и Соединённым Штатам Америки.

    Творчество позднего периода отмечено высшими достижениями Чайковского. В последние пять лет жизни он создаёт оперу «Пиковая дама», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Шестую симфонию. В его музыке всё больше проявляется высокая трагедийность, философичность, психологическая углублённость, глубоко осознанный гуманизм.

    Всегда ощущая отсутствие домашнего очага, композитор, наконец, обрёл пристанище близ города Клина, расположенного в живописном месте между Москвой и Петербургом. Ныне в этом доме расположен всемирно известный музей.

    Смерть Чайковского была неожиданной. Он умер от тяжелейшей формы холеры через девять дней после премьеры своей великой Шестой симфонии, которая была исполнена под его управлением.

    Все богатство музыкального феномена Чайковского отразили его симфонические сочинения. Композитор был прирожденным симфонистом, и его всегда влекла возможность выразить чисто инструментальными средствами жизнь трепетной, не знающей покоя человеческой души. В наиболее совершенной форме эти мысли получили воплощение в триаде последних симфоний – Четвёртой, Пятой и Шестой.

    Четвёртая симфония была завершена в декабре 1877 г. Её идея зародилась во многом под влиянием народнических взглядов. В музыке симфонии присутствует образ идеализированной счастливой народной жизни, способной освободить мучимого сомнениями человека от пут трагического мировосприятия. Вместе с тем Четвёртая симфония – это и первая в русской музыке психологическая инструментальная драма, отразившая столкновение двух начал – личных желаний человека и его судьбы, злого фатума, неумолимо разрушающего иллюзию земного счастья.

    Шестая симфония («Патетическая») – высшее проявление симфонического гения Чайковского. Написано это уникальное сочинение очень быстро, менее чем за два месяца. В симфонии четыре части, но их сочетание необычно для музыкальной классики. Вместо финала Чайковский завершает сочинение медленным «реквиемом», где слышны рыдания по ушедшему из жизни человеку. Первая часть написана в форме сонатного аллегро. Открывается она медленным вступлением, из которого прорастает смятенная и порывистая главная тема. Побочная партия – образ прекрасной, сладостной грёзы о счастье. Внезапно сильный взрыв потрясает оркестр – начинается разработка, музыка которой почти зримо передаёт состояние смертельного ужаса, который охватывает человека перед лицом адской бездны, небытия, смерти. В кульминации этого раздела звучит православная молитва «Со святыми упокой». Тем самым композитор предвосхищает финал симфонии. Вторая часть сочинения – лирический вальс, позволяющий временно отрешиться от трагических мыслей. Но уже в третьей части всё возвращается на круги своя и развязка драмы неминуемо приближается. Тема третьей части, которую композитор назвал «марш-скерцо», воплощает вихревую дьявольскую энергию, неподвластную человеку. Её «запредельность» подчёркивается абсолютной автоматичностью ритма, всё сметающего на своём пути. Но вот наступает финал, четвёртая часть, последнее прощальное слово. Из музыки исчезают и пафос борений, и мечты о счастье. Жизнь медленно замирает. От заключительных звуков симфонии веет смирением перед страшной тайной смерти.

    В числе популярных симфонических творений Чайковского – увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Музыка увертюры насыщена напряжённым драматизмом и отличается яркой выразительностью, позволяющей проводить прямые параллели с сюжетом трагедии Шекспира.

    Оперы – значительная часть наследия Чайковского. Пожалуй, самое любимое публикой сочинение – опера «Евгений Онегин» (была закончена в 1878 г.) Создавая либретто, композитор стремился быть ближе к пушкинскому оригиналу, скромно оценивая своё творение лишь как попытку проиллюстрировать музыкой любовную линию «романа в стихах». Он так и назвал свою оперу – «лирические сцены», сосредоточив внимание на личной драме Онегина, Ленского и Татьяны, придав им черты, характерные для его современников.

    Вершина оперного наследия композитора – опера «Пиковая дама» (1890). Это сочинение стало новым словом не только в русской музыке, но и в мировой оперной классике. «Пиковая дама» написана в рекордно короткий срок, за 44 дня. Чайковский, поглощённый сюжетом, работал до самозабвения и когда дошёл до эпизода смерти Германа, то, по его признанию, «начал сильно плакать».

    В основу оперы положена одноименная повесть А. С. Пушкина, но композитор во многом отошёл от первоисточника. Он перенес действие оперы из XIX в XVIII в., в Екатерининскую эпоху, переосмыслил образ Лизы, которая из бедной родственницы графини превратилась в её богатую внучку, что ещё более обострило конфликтную ситуацию сюжета.

    «Пиковая дама» – опера-трагедия. Пафос трагедийности выражен в ней в предначертанности судьбы героев, которые гибнут, не в силах противостоять дьявольским искушениям и злому року. В сочинении сталкиваются противостоящие контрастные образы. Одни из них олицетворяют красоту человеческих чувств – любовь, душевные порывы, стремление к счастью; другие несут зло и ненависть. С первых звуков в музыке ощущается присутствие смерти – невидимой мрачной силы, не знающей милосердия.

    Художественное и гуманистическое значение творчества Чайковского особенно актуально в наши дни. На фоне войн, духовных кризисов, экологических катастроф его сочинения напоминают человечеству о существовании высоких идеалов добра и красоты, призывают к великодушию и милосердию, говорят о бренности жизни и бессмертии души.

    Чайковский. Четвёртая симфония

    Оркестр Мариинского театра

    Дирижёр – Валерий Гергиев

    Чайковский. Шестая симфония

    Государственный академический симфонический оркестр СССР

    Дирижёр –  Евгений Светланов

    Чайковский. Увертюра фантазия Ромео и Джульетта

    Фрагмент концерта, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского. Исполняет симфонический оркестр Одесского национального академического театра оперы и балета. Дирижер, главный дирижер театра, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ.

    Чайковский. Опера «Евгений Онегин»

    Валентина Петрова, сопрано – Ларина

    Галина Вишневская, сопрано – Татьяна

    Чайковский. Опера «Пиковая дама»

    Премьера состоялась в 1890 году в Санкт-Петербурге.

     

BannerFans.com

  Учительский портал  Образовательный портал Классные-часы.Ру      Сообщество педагогов       

Copyright © 2013. Персональный сайт учителя  Rights Reserved.