^Наверх

Персональный сайт учителя

Словари русского языка

Проверь слово
www.gramota.ru

Прикрепленное видео

Авторизация на сайте

Участие в рейтинге сайтов

Статистика сайта

     .     Monitorus.PRO. Мониторинг сайтов и серверов.     

Участие в конкурсах

Как написать сжатое изложение

Изложение – традиционная форма работы на уроках русского языка, широко применяющаяся во всех классах средней школы и закрепившаяся в качестве экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации по русскому языку за курс основной школы.

Почему именно изложение?

Прежде всего потому, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности обучающихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему. Обязательным требованием при этом является сжатый пересказ текста с максимально возможным сохранением авторского языка и стиля. Однако это не сводится к переписыванию кусков чужого текста. Прослушанный текст необходимо творчески переработать, создать его сокращённый вариант, в котором должны сохраниться все отличительные черты исходного текста.

Как слушать текст?

Текст изложения читается дважды. При первом его прочтении надо сосредоточиться на том, чтобы «схватить» специфику всего текста, обнаружить те моменты, которые создают его неповторимость, наметить для себя языковые и стилистические особенности, которые следует обязательно сохранить и на которые необходимо сделать наибольший упор, чтобы в итоге «сжатого пересказа» получился узнаваемый текст.

Что делать, слушая текст первый раз?

  1. Мысленно делите текст на смысловые части, выделяя главное, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них, что поможет понять весь текст в целом – о чём он, каково его содержание.
  2. Определите тему текста (о чём?), его основную мысль (что утверждается?), в соответствии с отдельными частями и в целом, чтобы понять, зачем он вообще написан.
  3. Мысленно выделяйте опорные слова (главные слова) и слова, которые соотносятся с ними. Такие слова являются определяющими, чаще ими могут быть имена существительные, прилагательные, наречия. Постарайтесь понять, какую роль они выполняют в тексте и как в них отражается индивидуальный стиль автора.

Что делать после первого прочтения текста?

  1. Не создавайте сразу связный текст, а лишь схематично представьте в черновике общее представление о тексте.
  2. Представляя общую схему текста как первооснову его сжатого варианта, запишите в столбик посередине листа опорные слова и словосочетания, чтобы понять логику и основную мысль текста. При этом оставляйте между записями свободное место для дополнений и уточнений.
  3. Добавьте к полученной схеме другие слова, окружая опорные с разных сторон, одновременно подбирая и средства связи в предложениях.
  4. Продумайте приёмы сжатия текста, с целью исключения подробностей и дополнительной информации.
  5. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста. Помните, что повествование должно содержать вступление (начало событий), основную часть (ход событий, кульминация – самый острый момент сюжета), заключение. Описание включает  значимые, существенные признаки. Рассуждение представляет общие положения, аргументы, доказательства, выводы.
  6. Составьте и запишите сложный (подробный) план текста, выделяя микротемы каждой части.

Что делать, слушая текст второй раз?

  1. Конкретизируйте первые впечатления от текста, делая по возможности письменные исправления и дополнения в составленную схему изложения.
  2. Соотнесите отдельные части с опорными словами по смыслу для создания целостного текста, разграничивая их на отдельные абзацы сжатого изложения.
  3. Представьте более конкретно логику авторского рассуждения (размышления), соотнося её со своей схемой.
  4. Проверьте лексическую точность окружения опорных слов, лексическую сочетаемость отдельных выражений, подберите при необходимости свои слова на уровне авторского замысла.
  5. Напишите черновой вариант изложения.

Что делать с черновым вариантом изложения?

  1. Проверьте соотношение и взаимосвязь микротем в частях своего текста.
  2. Соотнесите смысл каждой части с общей основной мыслью текста.
  3. Отметьте в составленном плане существенное и подробности в каждой части. Определите способы и приёмы сжатия текста.
  4. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т. п.).
  5. Оформите сжатое изложение и отредактируйте его, т. е. внесите исправления и дополнения. Исправьте текстовые, лексические, стилистические ошибки и недочёты. Удалите неоправданные повторения, тавтологию, плеоназм; исправьте несоответствия стилю и др., проверьте правописание.
  6. Прочтите ещё раз черновой вариант изложения, лучше дважды, мысленно соотнося его с авторским (исходным) текстом.

Завершение работы.

  1. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. При этом объём изложения должен составлять не менее 70 слов.
  2. Напишите чистовик сжатого изложения аккуратным и разборчивым почерком.
  3. Проверьте его не менее двух раз.

Придерживайтесь предложенной схемы работы над изложением и у вас всё получится.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  Учительский портал  Образовательный портал Классные-часы.Ру      Сообщество педагогов       

Copyright © 2013. Персональный сайт учителя  Rights Reserved.