^Наверх

Персональный сайт учителя

Словари русского языка

Проверь слово
www.gramota.ru

Прикрепленное видео

Авторизация на сайте

Участие в рейтинге сайтов

Статистика сайта

     .     Monitorus.PRO. Мониторинг сайтов и серверов.     

Участие в конкурсах

Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников   

      

Выполняем домашнее задание по литературе

ПАМЯТКА: Как готовить домашнее задание по литературе

  1. Прочитай текст, заметь слова и выражения, при чтении которых были допущены ошибки.
  2. Прочитай эти слова несколько раз (по слогам плавно и целым словом).
  3. Выясни значение непонятных слов по словарю или у взрослых.
  4. Прочитай текст повторно.
  5. Старайся понять то, о чём читаешь.
  6. При чтении будь внимателен к каждому слову.
  7. Читай вслух. Учись читать выразительно.
  8. Помни, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаешь его.
  9. Старайся мысленно представить себе то, о чём читаешь.
  10. Определи своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайся при чтении передать его интонацией.
  11. Читай, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
  12. Выделяй голосом важные места (логическое ударение).

Характеристика качеств характера героя:

  1. Назови качества характера.
  2. Докажи примером из текста (своими словами и цитатой из текста).
  3. Сделай вывод («Мне понравилось, потому что…», «Мне бы пригодилось…»).

Характеристика героя (Рассказ о герое):

  1. Имя героя. Кто он?
  2. Его внешний вид, где живёт.
  3. Привычки, особенности, поступки и любимые занятия.
  4. Черты характера (смотри предыдущую памятку).
  5. Отношение автора к герою.
  6. Вырази своё отношение к герою.

Составление плана:

  1. Раздели текст на части, отметь галочкой начало каждой части.
  2. Мысленно нарисуй картину к каждой части.
  3. Определи основную мысль каждой части.
  4. Озаглавь каждую часть своими словами (предложением, словом) или цитатой из текста. Запиши заголовки.
  5. Проверь себя: прочитай план, просмотри текст; убедись в том, что план отражает главное, не содержит повторений.

Подробный пересказ по плану:

  1. Прочитай текст (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
  2. Наметь его смысловые части (картины).
  3. Подбери заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
  4. Перескажи весь текст по плану при закрытой книге.
  5. Проверь себя по книге, бегло просмотрев текст.

Краткий пересказ:

  1. Перечитай текст.
  2. Определи смысловые части: озаглавь их, составив план, или выделив в них ключевые (опорные) слова.
  3. Расскажи о главном в каждой части.
  4. Перескажи текст сжато (по плану или ключевым словам), отрази самое главное.
  5. Проверь, нельзя ли пересказать текст ещё короче, но не пропуская главного. 

Заучивание стихотворения наизусть:

  1. Прочитай стихотворение вслух, объясните трудные слова.
  2. Прочитай выразительно. Почувствуйте настроение, ритм.
  3. Прочитай стихотворение ещё 2 – 3 раза.
  4. Через несколько минут повтори по памяти, не заглядывая в текст.
  5. Повтори ещё раз перед сном, а утром прочитай по учебнику и расскажи по памяти.  Если трудно запоминается, учи по четверостишиям или смысловым отрывкам (1; 2; 1-2; 3; 1-2-3; …), а затем полностью.

Сказка:

  1. Сказки бывают народные и авторские (литературные).
  2. Сказки разделяются на волшебные, бытовые, о животных, богатырские.
  3. Герои сказки: положительные, отрицательные, герои-помощники и нейтральные персонажи.
  4. Признаки сказки:
  • присказка, зачин и концовка;
  • вымысел;
  • троекратный повтор;
  • волшебные герои и события;
  • устаревшие слова и устойчивые выражения;
  • народная мудрость;
  • добро побеждает зло.

Сказ:

  1. В сказе описываются реальные события с элементами сказки, вымысла.
  2. Главная тема – жизнь и быт простых людей.
  3. Есть волшебные герои, события и предметы.
  4. Повествование ведётся от лица рассказчика, через него автор передаёт своё отношение к героям и событиям.

Повесть:

  1. Повесть имеет большой объём.
  2. Повесть делится на главы.
  3. В повести много героев (действующих лиц).
  4. Рассказывается о многих событиях в жизни героев.
  5. Эти события происходят в течение долгого времени.
  6. Повесть – сказка соединяет в себе признаки и повести, и сказки.

Рассказ:

  1. Рассказ имеет небольшой объём.
  2. Рассказ не делится на главы.
  3. В рассказе небольшое количество действующих лиц.
  4. Описываются реальные события.
  5. Эти события происходят в течение недолгого времени

Былина:

  1. В основе былины лежит историческое событие.
  2. Былины получили своё название от слов «быль», «было».
  3. Неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов.
  4. Герои русских былин – богатыри.
  5. Былина построена в стихотворной форме и имеет песенный характер: исполнялась на пирах сказителями, рассказывалась нараспев, сопровождалась игрой на гуслях.
  6. Язык былины: устаревшие слова (архаизмы), устойчивые выражения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  7. Троекратный повтор, волшебные силы и персонажи.

Богатырская сказка:

  1. В основе лежит историческое событие.
  2. Неизвестные древние авторы.
  3. Герои богатырских сказок – богатыри.
  4. Построение – проза.
  5. Язык богатырской сказки: устаревшие слова (архаизмы), устойчивые выражения.
  6. Троекратный повтор, волшебные силы и персонажи.

Средства художественной выразительности:

Сравнение – сопоставление, уподобление одного предмета другому на основании общего признака.

Эпитет – художественное образное определение.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений.

Олицетворение – перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

 

BannerFans.com

  Учительский портал  Образовательный портал Классные-часы.Ру      Сообщество педагогов       

Copyright © 2013. Персональный сайт учителя  Rights Reserved.