^Наверх

Персональный сайт учителя

Словари русского языка

Проверь слово
www.gramota.ru

Прикрепленное видео

Авторизация на сайте

Участие в рейтинге сайтов

Статистика сайта

     .     Monitorus.PRO. Мониторинг сайтов и серверов.     

Участие в конкурсах

В 2016 году - 160 лет Третьяковской галерее

Собирательская деятельность П.  М. Третьякова (1856-1892)

Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович приобрёл две первые картины русских художников «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Ранее в 1854-1855 годах П. М. Третьяков купил 11 графических листов и  9 картин старых голландских мастеров. В конце 1850-х годов в его собрании появляются полотна «Сбор вишен» И. И. Соколова, «Разносчик» В. И. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Саврасова, «Больной музыкант» М. П. Клодта. Вероятно, уже тогда Третьяков замыслил создать музей, где будет представлена национальная русская школа живописи.

В 1860 году, отправляясь за границу, Павел Михайлович пишет своё первое завещание («завещательное письмо»), где просит брата и сестёр исполнить просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…» Предполагалось, что основу собрания составит коллекция Ф. И. Прянишникова, дополненная картинами, принадлежащими Третьякову. Галерея должна была стать общедоступной. Однако из-за высокой цены не удалось приобрести собрание Прянишникова, которое в 1867 году поступило в Московский Румянцевский музей (ныне – в Третьяковской галерее).

Свою художественную галерею Павлу Михайловичу пришлось собирать с нуля, зато он мог целиком положиться на свой вкус. В 1860-е годы Третьяков приобрёл картины «Привал арестантов» В. И. Якоби, «Последняя весна» М. П. Клодта, «Бабушкины сны» В. М. Максимова и другие.  Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. 

В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф. А. Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

П. М. Третьяков любил природу и тонко понимал её, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно.  В 1860-е годы в его собрании появляются картины Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, М. К. Клодта, И. И. Шишкина. Заказывая А. Г. Горавскому исполнение пейзажа, П. М. Третьяков писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всём может быть, это дело художника».

Особое место в собрании Третьякова занимала портретная галерея. В 1860-е годы  в Италии был приобретён портрет итальянского археолога М. А. Ланчи работы К. П. Брюллова, чуть позже портреты архитекторов А. М. Горностаева, И. А. Монигетти, поэта В. А. Жуковского и других, также кисти Брюллова. В те же годы поступил портрет В. А. Зубовой работы В. А. Тропинина. К концу 1860-х годов П. М. Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников. Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Так, В. Г. Перов, по просьбе П. М. Третьякова, написал портреты А.Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Н. Майкова, М. П. Погодина, В. И. Даля, И. С. Тургенева;  И. Н. Крамской – портреты Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, С. Т. Аксакова и Н. А. Некрасова. 

Портрет Л. Н. Толстого Павлу Михайловичу хотелось иметь ещё в 1869 году, но писатель наотрез отказывался позировать, лишь в 1873 году И. Н. Крамскому удалось его уговорить. П. М. Третьяков писал по этому поводу: «Очень был обрадован, что Вы пишете портрет нашего знаменитого писателя; я так и думал, что только Вам и удастся убедить неубедимого  – поздравляю Вас».

Н. А. Некрасов был при смерти, когда Крамской  писал Третьякову: «Портрет Салтыкова кончен, Некрасова же завтра кончаю… Нужно сказать ещё, что портрет Некрасова будет мною сделан ещё один, и я его уже начал: в малом виде, вся фигура на постели, и некоторые интересные детали в аксессуарах. Это нужно, сам Некрасов очень просил…»

Павел Михайлович высоко ценил талант И. Н. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. В это время художник жил у Третьякова в доме в Лаврушинском переулке, где писал портрет Веры Николаевны Третьяковой. Воспользовавшись недомоганием и вынужденным бездействием вечно занятого Третьякова, художник стал писать и его портрет. С тех пор началась дружба семьями. Сближению способствовали и  общие художественные взгляды, и убеждение в общественной, гражданской миссии искусства. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Павел Михайлович посещает все выставки ТПХВ, оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Отныне большая часть картин для галереи покупается на  выставках ТПХВ или даже до них, прямо в мастерских художников. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются  картины «Христос в  пустыне» И. Н. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н. Ге и другие. 

Следует сказать и о приобретении коллекции туркестанских картин и этюдов В.В. Верещагина,  самой крупной и дорогостоящей покупке Третьякова. Весной 1874 года Верещагин устроил выставку своих работ, выполненных  после туркестанского похода и путешествия по Средней Азии. Павел Михайлович с самого начала хотел «приобрести всю… коллекцию без раздробления, поместить её в Москве, в отдельной галерее, удобно устроить (с верхним освещением) на большой улице и постоянно открытой для публики…»  Преодолев разные преграды, Третьяков купил картины за очень высокую цену – 92 000 рублей с тем, чтобы подарить все Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, но совет училища отклонил дар из-за отсутствия помещения и средств на его постройку. Павел Михайлович решил передать коллекцию Московскому обществу любителей художеств с условием, чтобы она была открыта для осмотра.  Общество должно было изыскать на это средства в течение трёх лет, чего сделать не удалось, и туркестанская серия Верещагина вернулась к Третьякову, обладавшему к этому времени собранием этюдов художника, исполненных в Индии. 

Приобретаемые картины Павел Михайлович размещал в своём доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало. В 1872 году было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы. Залы сообщались с жилыми помещениями. Руководил строительными работами муж одной из сестёр Третьякова, архитектор А. С. Каминский.  Туркестанская серия В.В. Верещагина заставила задуматься о новой перестройке.  В 1882 году, после её возвращения в галерею, были пристроены 6 новых залов.  В 1880-е годы  собрание Третьякова значительно пополнилось.

Были приобретены картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»; произведения И. Е. Репина  «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван»; работы В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»,  И. Н. Крамского «Неутешное горе», Н. А. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. В галерее появляются картины В. Д. Поленова, И. И. Левитана, А. М. Васнецова, И. С. Остроухова. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается ещё 7 залов.

К этому времени Павел Михайлович при выборе произведений уже полностью полагается на свой вкус, невзирая на возражения, а иногда и возмущение именитых художников. В 1888 году он покупает картину В. А. Серова «Девушка, освещённая солнцем», неоднозначно встреченную публикой. В конце 1880-х – начале 1890-х годов в галерею поступают также не оцененные некоторыми знатоками картины молодого М. В. Нестерова «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею», а также «После дождя. Плес» И. И. Левитана.  Вновь приходится расширять экспозиционные площади, и в 1892 году прибавляется ещё 6 залов. 1892 год стал для галереи знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал её в дар городу Москве.

По материалам сайта: Государственная Третьяковская галерея

ИНТЕРНЕТ-ЭКСКУРСИЯ по залам Государственной Третьякоской галереи

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  Учительский портал  Образовательный портал Классные-часы.Ру      Сообщество педагогов       

Copyright © 2013. Персональный сайт учителя  Rights Reserved.