^Наверх

Персональный сайт учителя

Словари русского языка

Проверь слово
www.gramota.ru

Прикрепленное видео

Авторизация на сайте

Участие в рейтинге сайтов

Статистика сайта

     .     Monitorus.PRO. Мониторинг сайтов и серверов.     

Участие в конкурсах

Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников     

Н. В. Гоголь "Ревизор", "Нос" (1836)

Комедия «Ревизор», повесть «Нос» – 180 лет

Гоголь мечтал преподать «разом целой толпе живой урок» – осмеять тёмные стороны российской действительности: произвол власти, взяточничество, казнокрадство, невежество, хамство. Этот замысел нашёл блестящее осуществление в его комедии, определив её жанр как комедии социально-политической. В комедии рассматриваются не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения – переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него свои «грешки». Тем самым определилась такая композиционная особенность, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем в «Ревизоре» стала, говоря словами Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничья масса. Чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесу образов купечества и мещанства.

Комедия «Ревизор» – это широкая картина чиновничье-бюрократического правления России. Гениальный писатель сумел так нарисовать каждый образ, что он не теряет своего индивидуального своеобразия и в то же время представляет собой типическое явление жизни.

В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей города: затхлость и пошлость, ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство, полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни.

В центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести интриги, игру. Он даже не догадывается о положении, в которое он попал и не пытается извлечь из него выгоду. Значит, не герой ведёт действие, а действие ведёт героя – так можно условно обозначить главную особенность построения комедии. В этом и состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре.

Гоголь говорил, что смех – единственный положительный герой «Ревизора», «насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете...». С верой во врачующую силу смеха он и создавал свою комедию.

Из истории «Ревизора»

«Ревизор» стал не просто театрально-литературной новинкой. Гоголь создал принципиально новый тип драмы, отражающий по существу характерные особенности современности. Чтобы лучше понять, в чём новаторство писателя, нужно обратиться к истории.

Известно, как оскорблён был появлением «Ревизора» харьковский драматург Г. Ф. Квитка-Основьяненко, уверенный, что собрат по перу попросту стянул у него сюжет написанной в 1827 году пьесы «Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе». Один из современников рассказывает: «Квитка-Основьяненко, узнав по слухам о содержании «Ревизора», пришёл в негодование и с нетерпением стал ожидать его появления в печати, а когда первый экземпляр комедии Гоголя был получен в Харькове, он созвал приятелей в свой дом, прочёл сперва свою комедию, а потом и «Ревизора». Гости ахнули и сказали в один голос, что комедия Гоголя целиком взята из его сюжета – и по плану, и по характеру, по частной обстановке».

Насколько же обоснованы были претензии Квитки-Основьяненко. Начинается его комедия с того, что городничий одного уездного города получает письмо: его предупреждают, что в город прибывает ревизор инкогнито. Городничий сообщает об этом чиновникам. Суматоха, всеобщий ужас. Тем временем в городе появляется некто Пустолобов, которого чиновники и принимают за ревизора. Быстро сообразив, в чём дело, он охотно им подыгрывает, с важным видом допрашивает чиновников, морочит им голову россказнями о своём высоком положении и тайном могуществе: «...свергнул в пяти государствах первейших министров», вымогает взятки.

Мог ли обижаться Квитка-Основьяненко? Были ли у его гостей основания «ахать в один голос»? Конечно, сюжеты очень близки. А есть ли различие? Разумеется, и важнейшее! Пустолобов сознательно и очень ловко морочит городничего и чиновников, быстро поняв их ошибку и так же быстро сумев повернуть всё в свою пользу. Он – умелый и решительный мошенник. А Хлестаков? Да он и не думал притворяться ревизором, неразбериха происходит помимо его воли. Более того, он так глуп, что лишь к вечеру этого дня неожиданных превращений начинает смутно догадываться, что его приняли за кого-то другого: за генерал-губернатора, как пишет он «душе Тряпичкину». И даже поняв, не в силах самостоятельно сообразить, что стоит уехать, пока обман не раскрылся: его чуть ли не силой увозит сметливый Осип.

Важнейшее различие, ибо придаёт пьесе совершенно новый смысл. В комедии Квитки-Основьяненко действует традиционный плут – один из самых распространённых персонажей мировой драматургии. Сюжет с ловким обманщиком разрабатывал не только Квитка, но и Шекспир, и Мольер, и многие другие.

Таким образом, гоголевскую комедию принципиально отличает от произведений о ловких пройдохах то, что основой комизма избраны не плутни, а сама современная жизнь в её комически уродливых проявлениях. Сюжет с ловким плутом позволял смеяться над обманутыми простофилями или над посрамлённым мошенником. Сюжет же на основе самообмана выявлял в героях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывал смех над ними, над их жизнью – которая была жизнью всей России.

Пьеса «Ревизор» впервые была поставлена 19 апреля 1836 году в Петербургском Александринском театр: в роли городничего – И. И. Сосницкий, в роли Хлестакова – Н. О. Дюр; 25 мая того же года – в Московском Малом театре: городничий – М. С. Щепкин, Хлестаков – Д. Т. Ленский, вызвавши резкие разногласия у первых театральных зрителей, и глубокое огорчение и разочарование у автора.

Читать комедию ЗДЕСЬ

Фильм по одноименной комедии Н. В. Гоголя. Мосфильм, 1952 г.

Повесть «Нос»

Основной замысел «Носа» был в том, чтобы показать настоящий Петербург, который скрывается за красивыми, ухоженными улицами и проспектами. На самом деле в Петербурге жили нищие люди, гоняющиеся за высоким статусом и милостью вышестоящих чиновников. Любой гражданин статусом выше коллежского асессора, кем являлся главный персонаж «Носа», вызывал уважение, а все остальные просто оставались незамеченными.

По сюжету коллежский асессор Ковалёв – карьерист, для большей важности именующий себя майором – неожиданно просыпается утром без носа. На месте носа оказывается совершенно гладкое место. «Чёрт знает что, какая дрянь! – восклицает он, плюнувши. – Хотя бы уже что-нибудь было вместо носа, а то ничего!..» Он направляется к обер-полицмейстеру, чтобы заявить о пропаже, но по пути неожиданно встречает собственный нос в шитом золотом мундире, шляпе статского советника и при шпаге. Нос запрыгивает в карету и направляется в Казанский собор, где набожно молится. Поражённый Ковалёв – за ним. Робея, коллежский асессор просит нос вернуться, но тот, со всей важностью, свойственной разговору с младшим чином, заявляет, что не понимает, о чём идёт речь, и ускользает от хозяина.

Ковалёв отправляется в газету, чтобы дать объявление о пропаже носа, но там ему отказывают, опасаясь, что такое скандальное объявление нанесёт ущерб репутации издания. Ковалёв бросается к частному приставу, но тот, будучи не в духе, лишь заявляет, что приличному человеку носа не оторвут, если он не таскается чёрт знает где.

Убитый горем Ковалёв возвращается домой, и тут приключается нежданная радость: внезапно входит полицейский чиновник и вносит завёрнутый в бумажку нос. По его словам, нос был перехвачен по дороге в Ригу с фальшивым паспортом. Ковалёв безмерно радуется, но преждевременно: нос не желает прилепляться на своё законное место, и даже приглашённый доктор не может ничем помочь. Лишь спустя много дней нос с утра снова оказывается на лице своего владельца, так же необъяснимо, как исчез. И жизнь Ковалёва возвращается в своё нормальное русло.

Из истории создания

В 1835 году журнал «Московский наблюдатель» отказался напечатать повесть Гоголя, назвав её «плохой, пошлой и тривиальной». Но, в отличие от «Московского наблюдателя», Александр Сергеевич Пушкин считал, что в произведении «так много неожиданного, фантастического, весёлого и оригинального», что он уговорил автора опубликовать повесть в журнале «Современник» в 1836 году.

Повесть подверглась жестокой и неоднократной критике, в результате ряд деталей в произведении переделывался автором: например, встреча майора Ковалёва с Носом была перенесена из Казанского собора в Гостиный двор, а финал повести менялся несколько раз.

Читать повесть ЗДЕСЬ

Художественный фильм по одноименной повести Н. В. Гоголя

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  Учительский портал  Образовательный портал Классные-часы.Ру      Сообщество педагогов       

Copyright © 2013. Персональный сайт учителя  Rights Reserved.