^Наверх

Персональный сайт учителя

Словари русского языка

Проверь слово
www.gramota.ru

Авторизация на сайте

Участие в рейтинге сайтов

Статистика сайта

Яндекс.Метрика     Индекс цитирования

Фильтр
  • 75 лет со дня рождения Иосифа Бродского

    24 мая – 75 лет со дня рождения Иосифа Александровича Бродского (1940–1996), поэта, эссеиста, драматурга.

    Анна Ахматова на одном из подаренных Иосифу Александровичу Бродскому в начале 60-х годов сборников (а он был молодым переводчиком с английского, польского и испанского) написала не без естественной щедрости: «Иосифу Бродскому, чьи стихи кажутся мне волшебными».

    На пути к трудному мастерству, к тому свету, который создаёт в стихотворении, как сказал сам поэт, «лампочки повышенный накал», накал, невыгодный «для мебели истёртой», Иосиф Бродский пережил многое. 

  • 105 лет со дня рождения О. Ф. Берггольц

    16 мая – 105 лет со дня рождения Ольги Фёдоровны Берггольц (1910-1975), русской советской поэтессы, прозаика.

    Литературную известность Ольге Берггольц принесли сборники «Стихотворения» (1934) и «Книга песен» (1936). Как прозаика известны её рассказы для детей и юношества, очерки: «Как Ваня поссорился с баранами» (1929), «Углич» (1932), очерки «Глубинка» (1932), «Годы штурма» (1934) и др. В годы войны она почти ежедневно вела радиопередачи, по которым в 1946 г. вышла её книга «Говорит Ленинград». Стихотворения и поэмы Ольги Берггольц стали поэтической летописью жизни блокадного Ленинграда: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Ленинградская тетрадь», «Памяти защитников», «Твой путь», «Ленинград». Из поздних сочинений выделяется книга «Дневные звезды» (1959).

  • 175 лет со дня рождения П. И. Чайковского

    7 мая – 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского (1840-1893), русского композитора, дирижёра, педагога, музыкально-общественного деятеля, музыкального журналиста.

    П. И. Чайковский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

    Музыка Петра Ильича Чайковского ещё при жизни композитора ассоциировалась с величайшими достижениями русской и мировой художественной культуры. Она вместила всеобъемлющую информацию о душе человека, психологии его чувств, динамике страстей, полно и глубоко запечатлела стремление к счастью и невозможность его достижения в силу трагичности и конечности земного бытия. Воплощая людские эмоции, настроения и переживания, композитор сумел подняться на уровень обобщения философских и нравственных проблем, которые всегда волновали выдающиеся умы России: жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти.

    Наследие Чайковского очень велико. Им создано десять опер, три балета, семь симфоний, более десятка оркестровых сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения. В каждой области композитор был новатором, хотя к реформаторству никогда не стремился. Используя традиционные для музыки XIX в. жанры, Чайковский находил возможность для их обновления. Он создал симфонию-трагедию, явился основоположником концерта-симфонии и симфонизированного русского балета.

    Родился Чайковский в поселке Воткинске в семье дворянина, крупного горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. Когда мальчику было десять лет, его отправили в Петербург для учёбы в Училище правоведения. После окончания училища Чайковский стал служить чиновником. Со временем эта работа всё менее интересовала будущего композитора, а его любовь к музыке крепла с каждым днём. В 1862 г. он неожиданно для всех бросил службу и поступил учиться в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Самостоятельная творческая деятельность началась для Чайковского в 1866 г., когда он принял предложение Н. Г. Рубинштейна стать профессором открывшейся Московской консерватории.

    В московский период жизни Чайковский создаёт большое количество сочинений, принёсших ему широкую известность. В их числе балет «Лебединое озеро», три первые симфонии, увертюры-фантазии для оркестра «Франческа да Римини» и «Ромео и Джульетта», Первый концерт для фортепиано с оркестром, Вариации для виолончели с оркестром на тему рококо, цикл фортепианных пьес «Времена года». Вершиной творчества этого времени стали опера «Евгений Онегин» и Четвёртая симфония.

    В конце 70-х гг. благодаря дружескому участию и меценатской поддержке Н. Ф. фон Мекк, Чайковский смог отказаться от службы в консерватории и целиком посвятить себя творчеству. Он много путешествует. В 1888 г. состоялись его триумфальные гастроли по странам Западной Европы и Соединённым Штатам Америки.

    Творчество позднего периода отмечено высшими достижениями Чайковского. В последние пять лет жизни он создаёт оперу «Пиковая дама», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Шестую симфонию. В его музыке всё больше проявляется высокая трагедийность, философичность, психологическая углублённость, глубоко осознанный гуманизм.

    Всегда ощущая отсутствие домашнего очага, композитор, наконец, обрёл пристанище близ города Клина, расположенного в живописном месте между Москвой и Петербургом. Ныне в этом доме расположен всемирно известный музей.

    Смерть Чайковского была неожиданной. Он умер от тяжелейшей формы холеры через девять дней после премьеры своей великой Шестой симфонии, которая была исполнена под его управлением.

    Все богатство музыкального феномена Чайковского отразили его симфонические сочинения. Композитор был прирожденным симфонистом, и его всегда влекла возможность выразить чисто инструментальными средствами жизнь трепетной, не знающей покоя человеческой души. В наиболее совершенной форме эти мысли получили воплощение в триаде последних симфоний – Четвёртой, Пятой и Шестой.

    Четвёртая симфония была завершена в декабре 1877 г. Её идея зародилась во многом под влиянием народнических взглядов. В музыке симфонии присутствует образ идеализированной счастливой народной жизни, способной освободить мучимого сомнениями человека от пут трагического мировосприятия. Вместе с тем Четвёртая симфония – это и первая в русской музыке психологическая инструментальная драма, отразившая столкновение двух начал – личных желаний человека и его судьбы, злого фатума, неумолимо разрушающего иллюзию земного счастья.

    Шестая симфония («Патетическая») – высшее проявление симфонического гения Чайковского. Написано это уникальное сочинение очень быстро, менее чем за два месяца. В симфонии четыре части, но их сочетание необычно для музыкальной классики. Вместо финала Чайковский завершает сочинение медленным «реквиемом», где слышны рыдания по ушедшему из жизни человеку. Первая часть написана в форме сонатного аллегро. Открывается она медленным вступлением, из которого прорастает смятенная и порывистая главная тема. Побочная партия – образ прекрасной, сладостной грёзы о счастье. Внезапно сильный взрыв потрясает оркестр – начинается разработка, музыка которой почти зримо передаёт состояние смертельного ужаса, который охватывает человека перед лицом адской бездны, небытия, смерти. В кульминации этого раздела звучит православная молитва «Со святыми упокой». Тем самым композитор предвосхищает финал симфонии. Вторая часть сочинения – лирический вальс, позволяющий временно отрешиться от трагических мыслей. Но уже в третьей части всё возвращается на круги своя и развязка драмы неминуемо приближается. Тема третьей части, которую композитор назвал «марш-скерцо», воплощает вихревую дьявольскую энергию, неподвластную человеку. Её «запредельность» подчёркивается абсолютной автоматичностью ритма, всё сметающего на своём пути. Но вот наступает финал, четвёртая часть, последнее прощальное слово. Из музыки исчезают и пафос борений, и мечты о счастье. Жизнь медленно замирает. От заключительных звуков симфонии веет смирением перед страшной тайной смерти.

    В числе популярных симфонических творений Чайковского – увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Музыка увертюры насыщена напряжённым драматизмом и отличается яркой выразительностью, позволяющей проводить прямые параллели с сюжетом трагедии Шекспира.

    Оперы – значительная часть наследия Чайковского. Пожалуй, самое любимое публикой сочинение – опера «Евгений Онегин» (была закончена в 1878 г.) Создавая либретто, композитор стремился быть ближе к пушкинскому оригиналу, скромно оценивая своё творение лишь как попытку проиллюстрировать музыкой любовную линию «романа в стихах». Он так и назвал свою оперу – «лирические сцены», сосредоточив внимание на личной драме Онегина, Ленского и Татьяны, придав им черты, характерные для его современников.

    Вершина оперного наследия композитора – опера «Пиковая дама» (1890). Это сочинение стало новым словом не только в русской музыке, но и в мировой оперной классике. «Пиковая дама» написана в рекордно короткий срок, за 44 дня. Чайковский, поглощённый сюжетом, работал до самозабвения и когда дошёл до эпизода смерти Германа, то, по его признанию, «начал сильно плакать».

    В основу оперы положена одноименная повесть А. С. Пушкина, но композитор во многом отошёл от первоисточника. Он перенес действие оперы из XIX в XVIII в., в Екатерининскую эпоху, переосмыслил образ Лизы, которая из бедной родственницы графини превратилась в её богатую внучку, что ещё более обострило конфликтную ситуацию сюжета.

    «Пиковая дама» – опера-трагедия. Пафос трагедийности выражен в ней в предначертанности судьбы героев, которые гибнут, не в силах противостоять дьявольским искушениям и злому року. В сочинении сталкиваются противостоящие контрастные образы. Одни из них олицетворяют красоту человеческих чувств – любовь, душевные порывы, стремление к счастью; другие несут зло и ненависть. С первых звуков в музыке ощущается присутствие смерти – невидимой мрачной силы, не знающей милосердия.

    Художественное и гуманистическое значение творчества Чайковского особенно актуально в наши дни. На фоне войн, духовных кризисов, экологических катастроф его сочинения напоминают человечеству о существовании высоких идеалов добра и красоты, призывают к великодушию и милосердию, говорят о бренности жизни и бессмертии души.

     

  Учительский портал  Образовательный портал Классные-часы.Ру      Сообщество педагогов       

Copyright © 2013. Персональный сайт учителя  Rights Reserved.