^Наверх

Персональный сайт учителя

Словари русского языка

Проверь слово
www.gramota.ru

Авторизация на сайте

Участие в рейтинге сайтов

Статистика сайта

Яндекс.Метрика     Индекс цитирования

Принципы работы

Принцип понимания языковых значений

Ученик должен научиться соотносить слова с реалиями действительности, а грамматические формы с логическими отношениями, которые они обозначают. Каждое знаменательное слово имеет лексическое и грамматическое значение, и понимать лексическое значение слова – значит уметь соотносить это слово с конкретным предметом или явлением. Лексическое значение слова будет понятно только тогда, когда ученик представляет этот предмет (действие, признак) или реальную ситуацию (при анализе абстрактных слов). Если такого представления нет – значит, ученик не понимает смысла этого слова, что приводит к ошибкам употребления в речи грамматических форм языка.

Принцип оценки выразительности речи

Ученик должен не только усвоить смысловое содержание языковых единиц, но и понимать их выразительную (стилистическую) функцию. Усваивая лексические значения слов, ученик осознает, как отражается внешний мир в языке, а в результате усвоения способов выразительности речи он осознает, как человек выражает свою оценку действительности, используя слова в переносном значении (эпитеты, метафоры, перифразы, сравнения и т. д.), употребляя различные части речи в художественном тексте и стилистические фигуры (инверсия, анафора, эпифора, риторические вопросы, риторические обращения и др.). Главное – научиться понимать, что одну и ту же информацию можно передать самыми разными языковыми средствами.

Принцип развития чувства языка

Знание нормы, приобретенное в процессе подражания и запечатленное в памяти, называют языковым чутьем или чувством языка. Ученик должен научиться строить высказывание и оценивать его в соответствии с нормами русского литературного языка. Усваивая единицы языка, он запоминает, как принято употреблять эти единицы в речи. Чувство языка, или языковое чутье – это результат запоминания нормы, неосознанное умение следовать нормам речи. Оно развивается в процессе подражания правильной речи. 

Принцип сопоставления письменной и устной речи

В процессе обучения ученику предлагается дидактический материал одновременно в звуковой и письменной форме, с учетом опережающего развития устной речи по сравнению с письменной, так как письменная речь вторична по отношению к устной. Она рассматривается как перекодированная устная речь. Письменная речь не может быть усвоена, если ученик не владеет устной речью.  

Принцип не просто научить, а научить учиться

Каждый ученик, закончив занятие, должен чему-то научиться. Именно поэтому я не даю готовых ответов ученику и не выполняю за него задания, так как это не отвечает требованиям качественной подготовки по предмету. Успешным будет обучение, требующее вовлечения ученика в процесс и побуждения его найти ответ на свой вопрос посредством предоставления ключей, использования наводящих вопросов, общих объяснений, демонстраций образцов выполнения заданий, использования других методов и подходов, которые будут эффективными.

Принцип постоянного контроля за выполняемыми работами

«Основа успеха – это постоянный, но ненавязчивый контроль», – говорил учитель-новатор В. Ф. Шаталов, поэтому домашние задания учеников всегда проверяются. 

  Учительский портал  Образовательный портал Классные-часы.Ру      Сообщество педагогов       

Copyright © 2013. Персональный сайт учителя  Rights Reserved.