^Наверх

Персональный сайт учителя

Словари русского языка

Проверь слово
www.gramota.ru

Авторизация на сайте

Участие в рейтинге сайтов

Статистика сайта

Яндекс.Метрика     Индекс цитирования

Самоанализ

 

Самоанализ педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

Крюкова Сергея Дмитриевича

 

1. Общие сведения.

Образование высшее. ТГПУ, 2007 г. по специальности  русский язык и литература.

Квалификация – учитель русского языка и литературы.

Общий стаж работы – 29 лет.

Стаж педагогической работы (по специальности) – 9 лет.

В данной должности – 9 лет.

Наличие квалификационной категории – первая.

Наград, званий, учёной степени, учёного звания нет.

2. Главная цель моей педагогической деятельности.

Преподавание русского языка и литературы осуществляется сегодня в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм, снижения общей речевой культуры и грамотности населения, в условиях, когда, по словам В. Г. Костомарова,  «за вкусом к беспредельной свободе выражения, за фамильярной развязностью тона часто скрывается духовный нигилизм, утрата исторической памяти и уважения к отечеству». В этих условиях преподавания я считаю, что учебная деятельность обучающихся должна быть строго контролируемой предъявлением разумных и обоснованных требований. Это положено в основу моего педагогического кредо – быть требовательным к себе и обучающимся, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.

В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому важно развить в нём познавательные и созидательные способности путём непрерывного самообразования. Современное образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребёнка учиться, развить личность с гражданской и нравственной позицией, ценностными ориентирами, которые предусмотрены новыми стандартами российского образования. Понимание необходимости переориентировать обучающихся на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания образования, новыми приоритетами в образовательной политике, изменением концептуальных ориентиров побудили меня к поиску новых подходов к преподаванию русского языка и литературы. Одним из таких походов является самостоятельная деятельность обучающихся при овладении основными образовательными программами по русскому языку, культуре речи и литературе. Самостоятельная учебная деятельность обучающихся становится на моих уроках важнейшим компонентом учебного процесса, который осуществляется на основе компетентностного подхода к содержанию курсов русского языка и литературы. При этом под компетенцией понимается не просто сумма знаний, умений и навыков, а способность применять их в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, позволяющих обучающимся совершать необходимые действия, в том числе и речевые.

Главную цель своей работы я вижу в развитии и совершенствовании коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций обучающихся. Поэтому учебный процессе при освоении учебных программ по русскому языку и литературе в рамках формирования указанных компетенций, необходимо выстраивать таким образом, чтобы помимо приобретения определённого набора знаний и умений,  каждый обучающийся смог раскрыть и развить свой потенциал, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Это заключается в таких умениях обучающихся как самостоятельная организация учебной деятельности (от постановки целей до получения и оценки результата), осуществление проектной деятельности (от выдвижения гипотез, их проверки до владения приёмами исследовательской деятельности), прогнозирование и ответ на вопрос «Что произойдёт, если...», самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Реализацию поставленной цели нахожу в решении важнейших задач, связанных с построением системы, обеспечивающей целостность языкового и литературного знания обучающихся. Именно общность предметов призвана формировать у обучающихся целостную духовную картину мира, выраженную в языке и литературе. Определяет реальные возможности для формирования способностей обучающихся к самосовершенствованию и саморазвитию путём сознательного, активного и самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Среди конкретных задач особенно выделяю:

1. Усвоение обучающимися сведений о русском языке, его стилистических ресурсах, литературных нормах, а также устройстве и функционировании.

Решение этой задачи обеспечивает развитие и совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков обучающихся через анализ, классификацию языковых фактов, оценку их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.

2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.

Решение этой задачи также осуществляется через различные виды деятельности, направленные на развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию обучающихся, потребности к их речевому самосовершенствованию.

3. Развитие самоорганизации и саморазвития обучающихся при работе с текстом, осуществлении информационного поиска, извлечения и преобразования необходимой информации.

Эта задача способствует раскрытию и развитию потенциала обучающихся, проявлению инициативы и самостоятельности в поисково-познавательной деятельности и творчестве.

4. Развитие способности обучающихся по восприятию, пониманию, интерпретации художественного текста, постижение через язык и художественную литературу мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей.

Решение этой задачи направлено на воспитание любви и интереса к родной речи, формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности.

5. Приобщение обучающихся к богатству и красоте родного слова, запечатлённого в письменных памятниках национальной культуры, художественных произведениях, образцовых текстах, устной и письменной речи.

Это поможет обучающимся осознать русский язык как национальную и общечеловеческую ценность, сформировать культуру своей устной и письменной речи.

6. Развитие способностей обучающихся по применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Основная задача, решение которой позволит обучающимся в полной мере реализовать свои способности и потребности, совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.

Среди разнообразных путей решения изложенных задач наиболее значимыми в моей педагогической практике являются следующие:

1. Создание психологически комфортной обстановки с целью совместной деятельности на уроке.

Организация всего учебного процесса таким образом, чтобы обучающийся мог испытывать удовлетворение от урока, смог проявить себя как личность. В этой связи я стараюсь входить в класс с хорошим и бодрым настроением, настраиваю себя на деловое и активное общение с детьми. Энергично начинаю урок и веду его так, чтобы каждый ученик был занят делом. Сочетаю умеренные поощрения и наказания. Это  обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных. Кроме того,  стимулирующая роль и поощрений, и наказаний одинаково важна: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания – исправлению, или коррекции, отрицательных. Обсуждаю с детьми  в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. Заканчиваю урок, как правило, общей оценкой класса и отдельных учеников, что даёт возможность всем испытать удовлетворенность от работы на уроке.

2. Применение технологий личностно-ориентированного обучения.

Особое значение здесь имеет исследовательский метод обучения и технология коллективной мыследеятельности. Они ориентированы на поиск учениками самостоятельных решений учебной проблемы. Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. Поэтому на уроке я ставлю познавательные и практические задачи, требующие самостоятельного решения, использую проблемные творческие задания. Ситуация поиска позволяет обучающимся осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы.

3. Применение современных технологий обучения, прежде всего, компьютерных.

С этой целью при подготовке к урокам использую диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), составляю собственные презентации в программе PowerPoint. Их применение улучшает качество усвоения учебного материала, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Отдельные презентации составляю с привлечением обучающихся, которые помогают в подборке материалов и компьютерном оформлении.

4. Применение здоровьесберегающих технологий.

Это важнейшая составная часть рациональной организации урока, позволяющая повысить умственную работоспособность обучающихся, предупредить преждевременное наступление утомления: провожу физминутки (младшие классы), отслеживаю психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, чередую разные виды деятельности.

5. Применение разных видов контроля знаний обучающихся.

Для контроля знаний обучающихся применяю опрос, тестирование, карточки, рабочие тетради по предмету, провожу зачёты, контрольные и самостоятельные работы, практикую дидактические упражнения и итоговые задания. Для закрепления навыков грамотного письма использую диктанты разных типов: предупредительный, творческий, выборочный, диктант на классификацию орфограмм, сочинения и изложения. Особое внимание уделяю опросу обучающихся, так как именно опрос предполагает систематическую работу над совершенствованием знаний обучающихся, развитием их языковой культуры и мышления, способностей давать развёрнутый, полный, логически последовательный и аргументированный ответ. Считаю, что нельзя ограничиваться только изложением фактов, главным в ответе ученика должно быть рассуждение, самостоятельный анализ, объяснение явлений. Стараюсь не допускать односложных ответов. В отдельных случаях разрешаю пользоваться при подготовке ответа учебником, тетрадями, пособиями. После ответа ученика проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, подчеркиваются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах.

6. Мотивация учебно-познавательной и творческой деятельности.

Для мотивации обучающихся обращаюсь в своей практике к мультимедийным материалам (интерактивные CD-диски),  включаю в урок фрагменты презентаций, расширяю формы работы с источниками на уроке. Совмещаю видео- и аудиоматериалы с текстовыми. Такое комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в учебный материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию. Разрабатываю и провожу уроки с использованием компьютерной презентации: уроки объяснения нового материала, уроки-лекции, уроки-обобщения, и другие уроки. Планирую и провожу  уроки коллективной мыследеятельности, на которых обучающиеся работают в группах и парах. При необходимости помогаю начать работу в группах, наблюдаю за тем, как идёт сотрудничество между учениками, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце оцениваю работу учеников, их сотрудничество в группах, парах. Обучение в сотрудничестве даёт осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы, осознание творческой взаимозависимости членов группы, умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других. Привлекаю обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, научно-исследовательской работе.

7. Изменение внутреннего отношения обучающихся к уровню своих возможностей и перспективам их развития.

Оказываю помощь в учёбе на основе индивидуального подхода, используя при этом методы и формы переубеждения, переучивания, поощрения. Поддерживаю успехи каждого ученика в коллективе класса, работаю с родителями.

8. Систематическое пополнение методической базы и оснащение кабинета.

Подбираю обучающие диски по русскому языку и литературе для всех классов, приобретаю и изучаю современную методическую литературу, оформляю тематические папки, использую в работе педагогический опыт других учителей. Это существенно расширяет мои возможности в системной работе по формированию нормированной устной и письменной речи обучающихся в соответствии с разделами русского языка. Позволяет мне тщательно готовиться к урокам, не допуская некомпетентности по предмету.

Качество условий моей педагогической деятельности во многом определяется пониманием администрацией учебного заведения необходимости создания условий для боле эффективной деятельности учителей. Администрация ОУ прилагает все необходимые силы и имеющиеся возможности для создания не только комфортных условий для работы, но и создания качественной материально-технической базы: есть необходимая мебель, кабинет, технические средства в кабинете (телевизор и DVDпроигрыватель), возможность использования компьютерных классов с мультимедийным оборудованием (компьютер, проектор, интерактивная доска).

В качестве методического обеспечения, наряду с имеющимися учебно-методическими пособиями, я использую собственные разработки. Так мною разработаны программы элективных курсов «Любить и уважать своё прошлое и настоящее», «Умейте владеть словом», «Постижение лирики», «Основы делового общения и письма», «Говорим просто и ясно» – практическая стилистика и культура речи», «Дополнительные главы школьного курса русского языка». Созданы тематические папки с заданиями для контроля, тестами, раздаточным материалом.

В целях повышения своего уровня профессиональной деятельности планирую темы по самообразованию, по которым выступаю на заседаниях МО гуманитарного цикла. Среди них темы: «Проведение интегрированных уроков по русскому языку», «Создание ситуации успеха на уроках русского языка», «Компетенции, формируемые на уроках русского языка».

Прошёл курсы повышения квалификации:

2006 г. Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. г. Томск. Курсы повышения квалификации по образовательной программе «Актуальные вопросы организации воспитательной деятельности» (72 часа).

2010 г. Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. г. Томск. Курсы повышения квалификации по образовательной программе «Теоретические и практические аспекты анализа художественного текста» (72 часа).

2010 г. Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова. г. Москва. Дистанционные курсы повышения квалификации по образовательной программе «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» (72 часа).

2011 г. Томский государственный педагогический университет. г. Томск. Обучение по программе «Электронный учебник как инструмент обучения. Создание электронного учебника» (24 часа).

2012 г. Томский государственный педагогический университет. г. Томск. Обучение по программе «Эффективность реализации кейс-методов на основе IT-технологий» (24 часа).

2012 г.  Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. г. Томск. Курсы повышения квалификации по образовательной программе «Особенности организации учебно-воспитательного процесса в условиях кадетского корпуса» (108 часов).

2012 г. Томский государственный педагогический университет. г. Томск. Обучение по программе «Создание авторского блога педагога» (24 часа).

2012 г. Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова. г. Москва. Дистанционные курсы повышения квалификации по образовательной программе «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений» (72 часа).

2013 г. ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию. г. Новосибирск. Курсы повышения квалификации по образовательной программе «Методика преподавания и технологии обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» (72 часа).

Постоянно слежу за новинками, новыми программами, читаю методические статьи из журналов «Русский язык в школе», «Литература в школе», являюсь подписчиком учебно-методической газеты для учителей словесности «Литература», постоянный участник мероприятий Издательского дома «Первое сентября».

3. Качество образовательного процесса.

Объектом особого внимания при самоанализе педагогической деятельности является качество образовательного процесса. Однако прежде чем приступить к его анализу, считаю необходимым пояснить, что я понимаю под качеством образовательного процесса. Несомненно, что это важнейший аспект в деятельности любого учителя и именно постоянное повышение качества образования остаётся одним из главных критериев оценки его работы. Между тем, такое понятие как «качество образования» далеко неоднозначно. Одни под качеством образования понимают качество обучения, сводя его к процентному количеству обучающихся, закончивших отчётный период без троек, то есть на «хорошо» и «отлично». Другие сводят качество образования к степени развития личности. Третьи, под качеством образования понимают процент поступивших выпускников в вузы. 

Научные толкования понятия «качество образования» также неоднозначны. Например, в словаре понятий и терминов по законодательству Российской федерации об образовании «качество образования выпускников» трактуется как определённый уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания. В книге «Школа: мониторинг качества образования» под редакцией Шишова С. Е. и Кальней В. А. качество образования рассматривается как «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».

Выделяя в данных формулировках самое главное, я считаю, что под процессом качества образования следует понимать степень соответствия результата образования ожиданиям обучающихся, учителей, родителей, работодателей, общества в целом или поставленных ими образовательных целей и задач. То есть под качеством образования я понимаю не только качество обучения или как принято считать «качественная успеваемость» и количество выпускников, поступивших в вузы, а соотношение цели образования и его результатов. Поэтому концептуальные идеи, которые я стараюсь реализовывать в данном процессе, сводятся к формированию умений учиться, а не только освоению обучающимися конкретных знаний, умений и навыков; к динамичности; вариативности и носят деятельный характер. В связи с этим возникает вопрос – Как учить? Поиск ответа на этот традиционный вопрос, как правило, приводит к категории методов обучения.   Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между поставленной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы и – средства обучения» является определяющей. В своей педагогической деятельности я использую как методы обучения, так и методы контроля.

На современном этапе развития педагогики требуются все новые методы и формы обучения, что порождает новые педагогические технологии. Наличие или отсутствие мотивации в учебной деятельности детей – главный фактор, который определяет, будет или нет учиться ребёнок. Поэтому в своей работе я стараюсь применять наиболее эффективные современные методы стимулирования и мотивации обучения, включающие активные методы обучения, ИКТ, игровые методы, которые позволяют обучающимся быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, развивать умения к межличностному общению. На своих уроках я использую несколько устных игр, например: «Слабое звено»,  «У кого больше очков», «Лишнее слово», «Вставить букву», «Определи количество запятых», суть которых сводится к одному – раскрепощению детей и повышению их познавательной способности.

Вместе с тем из всего многообразия современных педагогических технологий и методов обучения считаю целесообразным использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционными методами обучения. В связи с этим в своей работе я использую следующие методы обучения:

  • практический, предусматривающий устную и письменную работу по учебникам и учебным пособиям: выполнение упражнений, сопоставление и противопоставление информации, чтение и анализ текстов, изложение, составление планов, конспектирование, языковой анализ (различные виды разборов), проблемно-поисковые вопросы и задания, проблемные ситуации, творческие задания;
  • наглядный, позволяющий визуализировать учебный материал с помощью иллюстраций, таблиц, схем, демонстраций учебного материала с помощью интерактивных технологий;
  • словесный, включающий объяснение, разъяснение, рассказ, пересказ, беседу, выразительное и комментированное чтение, цитирование, лекцию, дискуссию, диспут, инструктаж;
  • методы контроля и самоконтроля: устный и письменный опросы, диктанты, изложения, сочинения, тестирование, зачёты, самостоятельные и контрольные работы.

В организации учебной деятельности придерживаюсь классических форм учебных занятий и планирую уроки в зависимости от их целей и содержания. Прежде всего это уроки изучения нового материала; уроки закрепления изученного; уроки выработки умений и навыков; повторительно-обобщающие уроки; уроки контроля (проверки) знаний, умений и навыков; комбинированные уроки, включающие сообщение новых знаний, закрепление, контроль и рефлексию; уроки развития речи; нетрадиционные уроки: урок-лекция, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-игра. На уроках применяю коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Провожу элективные курсы.   

Ведущим средством обучения считаю учебники по русскому языку и литературе, а также методические рекомендации авторов-составителей учебников. Помимо этого важным для меня средством обучения является устная речь, поскольку именно она помогает передавать знания, обмениваться информацией, управлять познавательно-практической деятельностью обучающихся, регулировать взаимоотношения между ними. «Я сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса», – писал А. С. Макаренко. Нельзя не согласиться с тем, что владение устной речью является одним из основных профессиональных умений учителя вообще, учителя-словесника особенно.

Кроме того я использую в своей работе дидактические материалы, материалы из опыта работы других учителей, справочники, словари, различные наглядные пособия, технические средства обучения.

Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности обучающихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности обучающихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, на мой взгляд, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, который приводит к данному результату. Причём качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям. Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих в какой-то мере отследить качество образовательного процесса. Прежде всего проведение и анализ контрольных срезов. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний обучающихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий  для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза даёт возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию обучающихся; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Промежуточный срез позволяет оценить успешность продвижения обучающихся в изучении предмета, подвести промежуточные итоги обучения, оценить удачность выбора методики обучения, корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез, позволяет не только подвести итоги завершающегося года обучения, но и сделать анализ результатов обучения, оценить качество освоения обучающимися предмета, оценить выполнение учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, зачёты, тестирование, участвую в региональном тестировании с получением независимой оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Провожу мониторинг успеваемости и качества обученности русскому языку и литературе.

Так за межаттестационный период мои ученики активно принимали участие в школьных олимпиадах разного уровня, конференциях, конкурсах и фестивалях. Это способствует развитию коммуникативности, уважительного отношения к окружающим, к иной точке зрения, приучает творчески решать поставленные задачи и проблемы, понимать их смысл и отвечать за результаты своей работы.

4. Участие обучающихся в мероприятиях разного уровня.

Посмотреть таблицу можно ЗДЕСЬ.

5. Качество знаний, умений и навыков обучающихся.

Как уже отмечалось, качество педагогической деятельности – категория многоплановая, включающая ряд целей и задач, обусловливающих качество образовательного процесса. При анализе собственной педагогической деятельности возникли принципиально важные вопросы по поводу достижения поставленных целей и задач. Я не ставлю себе цель обязательного решения всех проблем сразу, а концентрируюсь на своих действиях, и наблюдаю за детьми, обдумываю, где я ошибся, не проявил должного внимания или настойчивости, а затем сравниваю и анализирую как свои действия, так и действия обучающихся. Поэтому с точки зрения достижения поставленных целей отмечу устойчивый интерес обучающихся к предметам русский язык и литература, понимание ими необходимости формирования определённых образовательных компетенций, включающих систему знаний, умений и навыков для полноценного использования их в своей жизни. При этом, конечно, не все обучающиеся смогли раскрыть и развить свой потенциал, проявить инициативу и самостоятельность, качественно усвоить учебный материал.  Отчасти это связано с тем, что я ещё не решил задачу по развитию способностей обучающихся к самостоятельной организации учебной деятельности, но в большей степени с тем, что недостаточным остаётся уровень развития речи, памяти, мышления и воображения обучающихся.

Главным результатом работы по формированию образовательных компетенций обучающихся считаю положительные результаты итоговой аттестации, показывающие хороший уровень сформированности у выпускников жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования.

Уровень обученности русскому языку:

  • в 2008 – 2009 учебном году 100 % уровень обученности показали выпускники, сдававшие единый государственный  экзамен по русскому языку; качественная успеваемость составила 56,5 %; 
  • в 2009 – 2010 учебном году по итогам регионального тестирования качества знаний и умений обучающихся по русскому языку, 100 % уровень обученности показали обучающиеся 8-х классов; качественная успеваемость - 60 %;   
  • в 2011 – 2012 учебном году 100 % уровень обученности показали выпускники, сдававшие единый государственный  экзамен по русскому языку; качественная успеваемость составила 72 %.

Посмотреть таблицу можно ЗДЕСЬ.

Динамика абсолютной и качественной успеваемости

Посмотреть таблицу можно ЗДЕСЬ.

6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Мои достижения:

Наиболее важными, на мой взгляд, достижениями считаю:

  • создание положительного психологически комфортного климата на уроках;
  • использование различных методик обучения русскому языку и литературе;
  • повышение интереса обучающихся к образовательному процессу, включение их в социально значимую деятельность (проекты, конференции, конкурсы, фестивали);
  • позитивная динамика обученности учеников;
  • достижения обучающихся.

Мои разработки:

Программа элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов «Любить и уважать своё прошлое и настоящее».

Программа элективного курса по литературе для 10-11-х классов «Умейте владеть словом».

Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов «Основы делового общения и письма».

Программа элективного курса для 10-11 классов «Постижение лирики».

Программа элективного курса для 8-9 классов «Говорим просто и ясно» – практическая стилистика и культура речи.

Программа по русскому языку для 11 класса «Дополнительные главы школьного курса русского языка».

Учебно-методическая разработка по литературе с применением информационно-компьтерных средств «Система уроков. Судьба страны в поэме А. Т. Твардовского «За далью – даль». 8 класс (4 часа)».

Мультимедиа урок «Мигель де Сервантес Сааведра. История жизни писателя. Историческая обстановка в Испании во времена Сервантеса».

Интерактивная «Литературная игра для 8 классов».

Участие в мероприятиях разного уровня:

Авторский семинар доктора педагогических наук, профессора Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Титовой Е. В. «Организация воспитания: проблемы педагогического профессионализма». г. Томск (2007 г.). Слушатель.

Конкурс «Сказка на уроке». г. Томск. ТОИПКРО (2007 г.). Диплом III степени.

XI Всероссийская учебно-методическая конференция. Проблемы организации и содержания педагогических практик в ТГПУ. Выступление с докладом в секции «Актуальные вопросы теории языка и методики его преподавания» по теме «Проведение интегрированных уроков по изучению устаревшей лексики в средней школе». г. Томск, ТГПУ (2007 г.). Диплом I степени.

Победитель конкурса учебных программ, элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения. Программа элективного курса по литературе для 10-11-х классов «Умейте владеть словом».  г. Томск ТОИПКРО (2008 г.). Диплом.

Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов «Основы делового общения и письма». Издательский дом «Первое сентября», г. Москва (2010 г.). Диплом.

III региональная научно-исследовательская конференция школьников 1-11-х классов «Виват, одарённые!». Руководитель исследовательского проекта «Ученик и его учитель – живой русский язык» (к 210-летию В. И. Даля). г. Томск (2010 г). Сертификат.

Всероссийская конференция «Создание интегрированного пространства для развития детской одарённости: детский сад – школа – университет». г. Томск (2010 г.). Слушатель.

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Руководитель работы. Издательский дом «Первое сентября», г. Москва (2010 г.). Диплом.

Первый открытый фестиваль педагогов «Мультимедиа в образовании». Международный Институт Развития «ЭкоПро», образовательный портал «Мой университет», факультет «Реформа образования» (2010 г.). Сертификат.

Всероссийский дистанционный конкурс «Школьный задачник». Номинация «Лабораторные и практические работы» – Учебный тренажёр «Готовимся к ГИА по русскому языку» (2011 г.). Диплом за III место.

Выступления:

Тема: «Проведение интегрированных уроков по изучению устаревшей лексики в средней школе». XI Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (апрель 2007 г.) г. Томск, ТГПУ. Диплом Iстепени.

Тема: «Методика преподавания интегрированных уроков по русскому языку в общеобразовательной школе при изучении устаревшей военной лексики». I Всероссийская учебно-методическая конференция (апрель 2007 г.) г. Томск, ТГПУ. Сертификат.

Представление опыта работы по теме «Технология применения информационно-компьютерных средств на уроках литературы» (июнь 2010) г. Томск, ТОИПКРО. Сертификат.

Тема: «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы. II Межрегиональная научно-практическая конференция».  Организация исследовательской деятельности детей и молодёжи: проблемы, поиск, решения (ноябрь 2010 г.) г. Томск, ТПУ. Сертификат.

Мои публикации:

Программа элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов «Любить и уважать своё прошлое и настоящее» (Историко-этимологический анализ устаревшей лексики в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый»). Томск: изд-во ТГПУ, 2006 г., с. 58.

Программа элективного курса по литературе для 10-11-х классов «Умейте владеть словом». Методическое пособие. Примерные программы элективных курсов профильного обучения (по результатам Областного конкурса, 2007). Томск: ТОИПКРО ООО «Рауш мбх», 2008 г., с. 60.

Урок-сказка. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Конкурс «Сказка на уроке 2007 год». Сборник авторских разработок учащихся и педагогов Томской области. Томск: ТОИПКРО, 2007 г., с. 67.

Методика преподавания интегрированных уроков по русскому языку в общеобразовательной школе при изучении устаревшей военной лексики. Проблемы организации и содержания педагогических практик в ТГПУ: Материалы I Всероссийской учебно-методической конференции (19 апреля 2007). Томск: изд-во ТГПУ, 2007 г., с.114.

Проведение интегрированных уроков по изучению устаревшей лексики в средней школе. Материалы XI Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука и образование» (16 – 20 апреля 2007 г.), том 2. Филология. Томск: изд-во ТГПУ, 2007 г., с. 92.

К вопросу о  понимании языкознания как науки, способствующей формированию речи ребёнка. Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Томск, 31 марта 2008г.). Томск: ЦНТИ, 2008 г., с. 130.

Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов «Основы делового общения и письма». Москва: изд. дом «Первое сентября», 2010 г., htth://festival. 1september.ru.

Мультимедиа урок по литературе. 8 класс. «Мигель де Сервантес Сааведра. История жизни писателя. Историческая обстановка в Испании во времена Сервантеса». http://mm-festival.letitbit.net/ KryukovSD_Konkurs2.

Наиболее значимые грамоты, дипломы, и благодарности:

Школьный уровень

2010 г. Почётная грамота за трудолюбие в исполнении документов, добросовестную и плодотворную работу в сфере образования и профессиональное мастерство, по итогам работы в 2009-2010 учебном году.

2012 г. Почётная грамота за многолетний добросовестный труд и высокие показатели в работе.

Региональный уровень

2010 г. Благодарность за подготовку и проведение игры-конкурса «Русский медвежонок» в школе; повышение интереса обучающихся к изучению русского языка; активизацию внеклассной работы школьников.

2010 г. Диплом I степени за представленный авторский материал на VI Региональном фестивале медиауроков. Справка к диплому. Экспертная карта к диплому.

2011 г. Почётная грамота за плодотворную и творческую работу, большой вклад в развитие образования Томской области и в связи с профессиональным праздником – Днём учителя.

2012 г. Благодарность за подготовку участников Областного фестиваля «Февральская метель» в рамках проекта «Пушкинский венок».

2012 г. Диплом I степени за разработку и создание авторского предметного сайта в рамках III регионального фестиваля авторских предметных сайтов педагогов. Экспертная карта к диплому.

Всероссийский уровень

2010 г. Диплом за представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок». Сертификат к диплому.

2010 г. Диплом за руководство учениками, представившими работу «Исследовательский проект «Ученик и его учитель – живой русский язык» (к 210-летию В. И. Даля) на Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

2011 г. Диплом за III место во всероссийском дистанционном конкурсе «Школьный задачник» в номинации «Лабораторные и практические работы» – Учебный тренажёр «Готовимся к ГИА по русскому языку».

2011 г. Сертификат за участие в первом этапе Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиаурок в современной школе» по Сибирскому федеральному округу и публикацию образовательного материала в Интернете, по адресу www.edu-reforma.ru

2011 г. Сертификат за участие во Всероссийском этапе Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиаурок в современной школе», проводимого образовательным порталом «Мой университет», Факультетом «Реформа образования»  www.edu-reforma.ru

2011 г. Грамота. Руководитель исследовательскими проектами Всероссийской конференции-конкурса исследовательских работ старшеклассников «Юные исследователи – российской науке технике».

2011 г. Диплом II степени по итогам Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиаурок в современной школе» в номинации «Предметы гуманитарного цикла».

2011 г. Благодарность ОГОУ КШИ «Томский кадетский корпус» г. Томск за участие в конкурсе Крюкова Сергея Дмитриевича, учителя русского языка и литературы, ставшего призёром в номинации «Предметы гуманитарного цикла» и внесение весомого вклада в развитие Российского образования.

2011 г. Сертификат за участие в Четвёртом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиаурок урок в современной школе» и публикацию образовательного материала в Интернете, по адресу www.moi-mummi.ru

2011 г. Диплом за представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок». Сертификат к диплому.

2011 г. Диплом за руководство учениками, представившими работу «Слова времён былых», или Словарь устаревшей военной лексики (на материале романа А. Н. Толстого «Пётр Первый») на конкурс «Учебный проект» на Общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика». Номинант конкурса.

2011 г. Диплом за участие в конкурсе «Презентация к уроку» на Всероссийском фестивале «Открытый урок».

2012 г. Диплом за организацию сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады «Олимпус Осенняя Сессия».

2012 г. Диплом за организацию сверхпрограммного конкурса Мультитест, объявленного Институтом Развития Школьного Образования.

Международный уровень

2011 г. Благодарственное письмо за активную работу по организации Международного математического конкурса-игры «Кенгуру» в школе; повышение интереса учащихся к изучению математики; активизацию внеклассной работы школьников.

7. Выводы

Подводя итоги, сопоставив планируемые цели и задачи с реальными показателями, следует отметить, что, сочетание современных технологий с традиционными, применение технологий личностно-ориентированного подхода позволяют добиваться положительных результатов в реализации компетентностного подхода к содержанию образования обучающихся.

Значительную роль в улучшении качества образовательного процесса играют и правильно выбранные программы и учебники, соответствующие уровню развития обучающихся, методы и формы,  методические, наглядные, дидактические материалы и технические средства обучения.

Однако несмотря на положительные результаты в процессе формирования образовательных компетенций обучающихся, проявляющиеся в повышении их заинтересованности в улучшении знаний, умений и навыков, некоторые задачи остаются нерешёнными.

Наиболее серьёзной проблемой остаётся проблема повышения качественной успеваемости обучающихся, для решения которой, на мой взгляд, следует уделять больше внимания дифференцированному подходу, внедрению в образовательный процесс инновационных, в том числе и дистанционных технологий обучения, повышению собственной информационно-компьютерной компетентности, созданию собственных дистанционных курсов.

Трудности, с которыми я сталкиваюсь в процессе своей деятельности, заключаются и в том, что существует проблема в общении – недооценка общения как средства воспитания и образования обучающихся. Для решения этой проблемы потребуется большая и кропотливая работа по самосовершенствованию, развитию способностей к одобрению, поддержке обучающихся в процессе преодоления ими трудностей в процессе образования, для чего не скупиться на похвалу и добрые слова. 

Нерешённой остаётся и такая важная проблема как работа с родителями. Отсутствие поддержки и помощи со стороны родителей негативно сказывается на мотивации обучающихся к учебному процессу.  

Таким образом, предстоит ещё большая работа, направленная на повышение качества образования, формирование  ключевых образовательных компетенций обучающихся на основе компетентностного подхода и социального опыта путём   повышения эффективности каждого урока; работа по формированию у детей теоретического мышления на основе анализа и рефлексии, по созданию условий для установления новых партнёрских отношений (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - учитель - ученик) в учебной и неучебной деятельности, по формированию мотивации учения в процессе овладения способами получения знаний; работа по совершенствованию собственной педагогической деятельности и самообразованию. В русле такого подхода надеюсь добиться бóльших успехов не только в своей педагогической деятельности, но и в обученности учеников по предметам русский язык и литература.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  Учительский портал  Образовательный портал Классные-часы.Ру      Сообщество педагогов       

Copyright © 2013. Персональный сайт учителя  Rights Reserved.