^Наверх

Персональный сайт учителя

Словари русского языка

Проверь слово
www.gramota.ru

Авторизация на сайте

Участие в рейтинге сайтов

Статистика сайта

Яндекс.Метрика     Индекс цитирования

Обучение сочинению

Сочинение-рассуждение

Как показывает практика, самой сложной частью экзаменационной работы является написание сочинения – задание 25 части 2.

Почему в экзаменационную работу по русскому языку включён этот вид работы – сочинение по прочитанному тексту?

В наш век молодым людям, желающим достичь заметных результатов в какой-то области, присущ некий рационализм: нежелание тратить время и силы на то, что не пригодится в будущей деятельности. Скорее всего, некоторые из вас рассуждают примерно так: «Я не собираюсь быть ни писателем, ни критиком… Зачем мне мучиться над сочинением? Моё призвание иное». Бесспорно, каждая профессия имеет свою специфику, и едва ли кто сомневается, что будущему писателю, критику, сценаристу просто необходимо научиться самостоятельно излагать на бумаге свои мысли. А нужно ли это умение физику, водителю, продавцу, врачу?

По утверждению учёных, объём научных знаний удваивается через каждые 8-10 лет, а это означает, что полученное образование быстро стареет по многим параметрам. Наиболее доступный способ решения этой проблемы – образование и самообразование. И здесь необходимы совершенно конкретные умения: работать с текстами различных стилей, извлекать необходимую информацию, излагать собственные мысли чётко и последовательно.

А ведь умение писать сочинение – это не что иное, как умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. И это нужно каждому человеку не только для овладения секретами будущей профессии, не только для того, чтобы проявить активность в общественной жизни, но и для того, чтобы грамотно рассказать о своих мыслях и чувствах.

Всё это обусловило включение в экзаменационную работу сочинения по прочитанному тексту.

С чего начинаем?

1. Ознакомление с критериями оценки сочинения-рассуждения

Приступая к работе над сочинением, следует помнить о том, что в формулировке задания заложены те критерии, по которым будет оцениваться сочинение. Прочитаем формулировку третьей части работы, пронумеровав каждую строчку.

1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

3. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

4. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

5. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Рассмотрим, что кроется за каждой строкой формулировки (номер строки дан в скобках) задания и что проверяется экспертом.

Итак, вы должны написать сочинение (1), а эксперт, проверяющий вашу работу, оценит смысловую цельность, композиционную стройность, связность изложения мыслей в вашем сочинении, а также умение членить текст на абзацы.

Обратите внимание на то, что сочинение, которое вам предлагают написать – это сочинение по прочитанному тексту. Об этом говорится и в заключительном предложении формулировки задания (5). Поэтому оценивается ваше умение «читать» предложенный текст. Иными словами, проверяющий вашу работу оценит, насколько верно, без искажений поняли вы текст, прокомментировали его содержание и сформулировали позицию автора (2-3).

Экзаменационная работа позволяет проверить, как вы умеете выражать своё мнение о прочитанном тексте (согласившись или не согласившись с автором) и убедительно аргументировать его (4).

Обратите внимание на то, что сочинение, которое вам предлагают написать на ЕГЭ, отличается по объёму (5) от сочинения на литературную тему, оно значительно меньше (не менее 150 слов). Однако это не облегчает, а усложняет задачу, так как в небольшом по объёму сочинении вам предстоит отразить и понимание вами проблемы прочитанного текста, и своё отношение к ней, и языковые средства выразительности. При этом сочинение должно быть написано логично, последовательно, хорошим литературным языком, без ошибок.

Ознакомиться с критериями оценки сочинения-рассуждения можно ЗДЕСЬ.

2. Структура сочинения-рассуждения

Наиболее сложным типом речи является рассуждение – текст, в котором предложения находятся в причинно-следственных отношениях.

Рассуждение строится по следующей схеме:

  • тезис (что нужно доказать);
  • доказательства (аргументы);
  • вывод.

Например, текст-рассуждение:

Любите чтение, потому что литература даёт вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – словом, делает вас мудрым. (Д. Лихачёв)

Анализируя данный текст, становится очевидным, что основной тезис здесь: любите чтение. Затем приводятся доказательства (аргументы) этого: литература даёт обширнейший и глубочайший опыт жизни; литература делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты, даёт понимание жизни, служит проводником в другие эпохи, раскрывает сердца людей. В заключение делается вывод: литература делает человека мудрым.

3. Этапы работы над сочинением-рассуждением

1. Пишем вступление.

Любая речь, устная или письменная, всегда начинается со вступления – своеобразного введения в тему высказывания. В качестве вступления в сочинении-рассуждении можно использовать информацию об авторе текста (если вы знаете что-либо о нём), его деятельности, проблемах, к которым он обращался в своём творчестве и т. п., можете обрисовать в нескольких словах типичную изображённой проблему («часто бывает, что…», «нередко случается …» и т. п.), также вы можете оценить актуальность проблемы, с которой сталкивает вас автор текста. Вступление должно быть небольшим (1-3 предложения), но ёмким.

2. Определяем проблему текста.

В основу сочинения должна быть положена центральная проблема. Чтобы правильно понять содержание, увидеть главные и второстепенные мысли автора необходимо вдумчиво прочитать текст, выделить в нём смысловые части. Включить в сочинение формулировку проблемы можно с помощью типовых конструкций (клише), однако их следует использовать с осторожностью, иначе работа превратится в набор шаблонных фраз.

3. Пишем комментарий к проблеме.

Этот аспект работы не менее важен, чем сама формулировка проблемы. Он предполагает оценку степени актуальности и сложности проблемы, указывает, насколько полно и глубоко понята проблематика текста в целом и какова точка зрения автора на проблему. Комментарий нельзя заменять пересказом и излишне подробным цитированием.

4. Определяем позицию автора.

Это позиция самого автора по отношению к затрагиваемой проблеме. Как правило, она либо обозначена прямо, либо вытекает из содержания текста. Необходимо ясно и убедительно изложить вывод, к которому приходит автор в рассуждениях над конкретной проблемой. При этом важно разграничивать позицию автора и позицию героя-рассказчика и ни в коем случае их не отождествлять. Вряд ли автор одобряет героя, совершающего дурные поступки.

5. Выражаем своё мнение и аргументируем его.

Эта часть сочинения представляется наиболее трудной, поскольку формирование чётко выверенных и стройных аргументов – задача довольно сложная. Объём этой составляющей примерно равен сумме первых четырёх частей вашего рассуждения.

Особенность состоит в том, что необходимо, во-первых, выразить собственное мнение по отношению к проблеме текста (согласны или не согласны вы с точкой зрения автора), во-вторых, грамотно аргументировать (объяснить, доказать) свою позицию.

Приводя доказательства (аргументы), подтверждающие или опровергающие точку зрения автора, следует помнить, что опираться они должны на жизненный опыт, примеры из художественной, публицистической и научной литературы. Аргументами из жизненного опыта и собственных знаний являются примеры из личной жизни, истории, обобщенные наблюдения над жизнью, пословицы, поговорки, ссылки на кинофильмы. «Жизненные» ситуации не должны выглядеть наивными и смешными. Иллюстрацию тезиса аргументом из литературы необходимо начинать с указания названия произведения и автора. Описанные в произведении события, факты из биографии героев и т. д. упоминаются кратко. Завершается абзац небольшим выводом. Первый и второй аргументы нужно разграничивать, между ними должны быть логические переходы.

6. Пишем заключение.

Заключение тоже необходимо органично связать с основным текстом. Логичной концовкой считается обобщение мыслей автора. Завершить работу можно риторическим вопросом, призывом к читателям, отражающей авторскую позицию цитатой или цитатой из другого источника. Объём заключения примерно равен объёму вступления (2-3 предложения).

Таким образом, чтобы сочинение имело смысловую цельность, требуется тщательно продумать его композицию. В нём должны быть вступление, основная часть и заключение. Вступление подводит к формулировке проблемы. Оно должно быть необъёмным, связанным по смыслу и стилистически с содержанием основной части сочинения. Вариантами для вступления будут общие сведения о поднятой автором проблеме, описание чувств, мыслей и впечатлений от прочитанного текста, проблемный вопрос, ссылка на авторитетное мнение по близкому к данной проблеме вопросу, обращение к взглядам автора и фактам его биографии.

В сочинении не должны нарушаться нормы литературного языка, должны соблюдаться правила орфографии и пунктуации. Оно должно отличаться богатством и выразительностью речи, не содержать грубых, жаргонных слов и оскорблений. В работе неуместны чрезмерная категоричность и высокомерие.

Если Вы хотите научиться писать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ, запишитесь на занятия.

 

  Учительский портал  Образовательный портал Классные-часы.Ру      Сообщество педагогов       

Copyright © 2013. Персональный сайт учителя  Rights Reserved.