^Наверх

Персональный сайт учителя

Словари русского языка

Проверь слово
www.gramota.ru

Авторизация на сайте

Участие в рейтинге сайтов

Статистика сайта

Яндекс.Метрика     Индекс цитирования

90 лет со дня рождения Ю. П. Казакова

Казаков Юрий Павлович (1927–1982), русский писатель.

Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии.

В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбёжках Москвы воплотились в незавершённой повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960–1970-е годы.

Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951 году. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжёлое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т. ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А. М. Горького. Во время учёбы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

Ещё студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – «Голубое и зелёное» (1956), «Некрасивая» (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга «Арктур – гончий пёс» (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы «Тэдди» (1956) и «Арктур – гончий пёс» (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пёс Арктур.

Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И. Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чём беседовал с Б. Зайцевым и Г. Адамовичем во время поездки в Париж в 1967 году.

Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 г. в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учёбы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придётся, всё время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах «По дороге» (1960), «Плачу и рыдаю» (1963), «Проклятый Север» (1964) и многих других.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идёт не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков «Нестор и Кир» (1961) и др., вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нём повесть «Мальчик из снежной ямы» (1972–1976) и сценарий фильма «Великий самоед» (1980).

Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утончённым восприятием действительности, с обострённым чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961), «Голубое и зелёное» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К. Паустовском «Поедемте в Лопшеньгу» (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А. Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге «Две ночи» (1986).

Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982 г., похоронен на Ваганьковском кладбище.

В честь Юрия Павловича Казакова учреждена литературная премия в России – за лучший рассказ. Есть мемориальная доска писателя на улице Арбат, дом 30.

Источник: PersonBio.com – Биографии кратко и полностью.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  Учительский портал  Образовательный портал Классные-часы.Ру      Сообщество педагогов       

Copyright © 2013. Персональный сайт учителя  Rights Reserved.